Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 30 мая 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Сапруновой А.С.,
представителя административного истца Ченцова А.Г., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области – Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1093/2019 по административному исковому заявлению Коржанкова А.В., Коржанкова В.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Коржанков А.В., Коржанков В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня их принятия:
- пункты №№ №, № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647,
- пункты №№ №, № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что под названными пунктами в Перечни включены принадлежащее им на праве долевой собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не являются офисным, в них не располагаются торговые объекты, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Нежилые помещения расположены в здании гаражного кооператива, в аренду не сдаются, в коммерческих целях не используются.
В судебном заседании представитель административного истца Ченцов А.Г., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорные объекты включены в Перечни на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, полученных в порядке информационного взаимодействия, в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 3, 4 НК РФ, поскольку возможно их использование под офисы, под торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица гаражно-строительный кооператив-122 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Сапруновой А.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год.
Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день его принятия, а также в газете «Волжская коммуна», N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017г.; Перечень на 2019 год - на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2018 и 2019 г.г. включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственниками нежилых помещений являются Коржанков А.В., Коржанков В.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21.05.2019г.
Основанием включения помещений в Перечни министерством указаны подпункт 2 пункта 1 и пункты 4.1, 5 ст. 378.2 НК РФ, а также сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН), полученные в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы)
и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или
наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании п. 4.1. ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С наличием оснований для включения спорных нежилых помещений в Перечни объектов на 2018 и 2019 г.г. суд не может согласиться.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № имеют наименование и назначение: «нежилое помещение», данные о виде их разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации – экспликации к техническим паспортам, подготовленным ООО «Градоустройство», нежилые помещения включают в себя части назначением: нежилые помещения, сан.узлы, душевые, лестничные клетки.
Нежилые помещения расположены на 2 и 4 этажах объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 49 632, 8 кв.м, имеющем назначение: «нежилое здание» и наименование: «ГСК-122», количество этажей 5, в том числе подземных 2, год завершения строительства 1998, что отражено в выписке из ЕГРН от 22.05.2019г.
Сведения о земельном участке, на котором расположено указанное нежилое здание, в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорных нежилых помещений, как и здания, в котором они расположены, не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений п.п. 1, 2 п. 1 и п. 4.1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, так как не предусматривают размещение офисов и торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем требовалось установление фактического использования помещений.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней на 2017 и 2018 г.г. не проводилось, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены Акты осмотра объектов недвижимого имущества от 24.05.2019 г., подготовленные кадастровым инженером ООО *** ФИО1
Как отражено в актах, нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № используются в качестве складских, на момент обследования в них производятся строительно-монтажные работы. Здание с кадастровым номером №, в котором находятся указанные помещения, имеет наименование ГСК-122 и расположено в зоне ПК-4 «Зона коммунально-складских объектов».
В соответствии с представленными министерством имущественных отношений актами, подготовленными уполномоченной организацией - Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы» от 04.02.2019 г. по результатам визуального осмотра принадлежащих Коржанковым А.В., В.В. помещений их фактическое использование определено как «ремонтируемые помещения».
Таким образом, изложенные в актах сведения не подтверждают доводов административного ответчика о том, что спорные нежилые помещения используются в качестве офисных, торговых либо под объекты общественного питания, бытового обслуживания.
Доводы административных истцов, в нарушение требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административным ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащих административным истцам нежилых помещений в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018 и 2019 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Коржанковых, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Коржанкова Валерия Викторовича, Коржанкова Артема Валерьевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения площадью 559, 3 кв.м с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения площадью 554, 6 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения площадью 559, 3 кв.м с кадастровым номером №, под пунктом № № нежилого помещения площадью 554, 6 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.06.2019 г.