56RS0038-01-2024-000865-38
Дело № 2-1033/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при ведении протокола помощником судьи Григорьевой М.Г.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Васильева В.А.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области Фроловой Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора -Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Фроловой Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Самойленко Василия Дмитриевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" в <адрес> о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сакмарского района <адрес> обратился в суд в интересах Самойленко В.Д. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" в <адрес> о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, указав, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области и обращению Самойленко В.Д. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ОСФР по <адрес>.
В ходе проверки установлено, что Самойленко В.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы. Инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) №ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обеспечение Самойленко В.Д. техническими средствами реабилитации инвалида – электронным ручным видеоувеличителем и поручениями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными).
ДД.ММ.ГГГГ Самойленко В.Д. обратился в ОСФР по <адрес> для постановки на учет, был частично обеспечен ТСР в соответствии с ИПРА №ДД.ММ.ГГГГ, однако электронный ручной видеоувеличитель и поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) до настоящего времени ему не выданы.
Просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Самойленко Василия Дмитриевича ДД.ММ.ГГГГ рождения техническими средствами реабилитации инвалида – электронным ручным видеоувеличителем и поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными).
Обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" предоставить Самойленко В.Д. технические средства реабилитации инвалида - электронный ручной видеоувеличитель и поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) по месту жительства или нахождения «Комплексного центра социального обслуживания населения» в <адрес>.
Взыскать с ОСФР по <адрес> в пользу Самойленко В.Д. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В ходе судебного заседания от исковых требований в части обязать ОСФР по <адрес> и ГБУ СО <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" предоставить Самойленко В.Д. технические средства реабилитации инвалида - поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), истец отказался, определением суда производство по делу в данной части прекращено.
Истец Самойленко В.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора Сакмарского района <адрес> Васильев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации -Фролова Н.Н., возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах и пояснениях.
Согласно письменных отзывов и пояснений, предоставленных в суд и приобщенных к материалам дела, ОСФР по <адрес> с исковыми требованиями не согласен. Отделения Фонда осуществляют обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитаций согласно индивидуальным программам реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемым федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, на основании, заявления о предоставлении технического средства реабилитации, поданного в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом установленных сроков пользования.
На сегодняшний день сроки пользования средствами реабилитации утверждены приказом Минтруда России № 107н от 05.03.2021 г. «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями".
ИПРА №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Самойленко В.Д. рекомендованы технические средства реабилитации, в частности: поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные); электронный ручной видеоувеличитель (далее-ЭРВУ).
С заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации Самойленко В.Д. обратился в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ
На дату подачи заявления государственные контракты, по которым могли быть выданы направления на обеспечение Самойленко В.Д. поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными) отсутствовали.
В целях обеспечения Самойленко В.Д. поручнями Отделением фонда неоднократно размещались запросы -ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.
Объявленные закупочные процедуры (извещения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, №) признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок участников закупки.
Для обеспечения инвалидов поручнями отделением заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ. По заключенному контракту Самойленко В.Д. выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ДД.ММ.ГГГГ он был обеспечен поручнями (Акт приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ №).
В целях обеспечения инвалидов ЭРВУ производились закупочные процедуры и размещались запросы цен. На запрос цен № от ДД.ММ.ГГГГ ответы от поставщиков не поступали.
На запрос цен № от ДД.ММ.ГГГГ поступили коммерческие предложения с высокой ценой на поставку ЭРВУ, в связи с чем, подготовлена документация и направлена на согласование в Центральный аппарат Фонда от ДД.ММ.ГГГГ письмом №НП-№, согласно приказа Фонда пенсионного страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № цена была согласована.
Для подготовки документации и размещения закупочных процедур на поставку ЭРВУ размещались запросы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ коммерческие предложения на которые не поступали.
На запрос цен № от ДД.ММ.ГГГГ поступили коммерческие с высокой ценой на поставку ЭРВУ, в связи с чем подготовлена документация и направлена на согласование в Центральный аппарат Фонда ДД.ММ.ГГГГ письмо № №.07.03.2024 года цена согласована. Размещено извещение № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенных закупочных процедур заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках которого Самойленко В.Д. выслано направление 28252476 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ поставщику было направлено письмо № с просьбой незамедлительно принять меры для надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
ДД.ММ.ГГГГ по сообщению поставщика товар задерживается, он гарантирует поставку ЭРВУ в ближайшее время. После поступления товара в область и проведения выборочной проверки реестр на доставку ЭРВУ будет передан поставщику.
На сегодняшний день информация о поступлении товара в область от поставщика не предоставлена. В связи с ненадлежащим исполнением контракта с поставщиком проводится претензионная работа.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не может быть предоставлена инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата.
Самойленко В.Д. с заявлением о возмещении расходов по приобретению и документами, подтверждающими расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и с заявлением о приобретении технического средства с использованием электронного сертификата в отделение Фонда не обращался. То есть, истец не воспользовался альтернативными способами обеспечения техническими средствами реабилитации.
Истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Доказательство бездействия отделения Фонда не представлено. Не представлены и пояснения относительно размера требуемого ко взысканию морального вреда 50 000 руб.
Вина в причинении морального, вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). В данном случае отсутствует вина отделения Фонда в причинении морального вреда.
Обратили внимание суда, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением ОСФР на основании контрактов, заключенных с организациями на отобранными на конкурсной основе в соответствии с ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации предусматривает целую процедуру по объявлению торгов, заключению контракта и т.д.Отсутствует вина Фонда в причинении морального вреда.
С учетом изложенного, просит суд в удовлетворении требований, заявленных прокурором в интересах Самойленко В.Д., отказать полностью.
Представитель ответчика ГБУСО «КЦСОН» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований прокурора просит отказать, поскольку ручной видеоувеличитель относится к федеральному перечню технических средств реабилитации, приобретаются за счет средств Федерального бюджета, мероприятия по закупке и передаче заявителем осуществляется органами Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
Представитель третьего лица ООО "Круст" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.(ст.11.1 Федерального закона 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Электронный ручной видеоувеличитель относится к техническому средству реабилитации.
В соответствии с ч.14 ст.11.1 Федерального закона 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57-н.
В соответствии с утвержденным Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, предусмотренные ИПР, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 Закона о социальной защите инвалидов.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее Закон N 236-ФЗ) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, а также путем приобретения по электронному сертификату. Таким образом, механизм реализации указанного права регламентирован.
Самойленко В.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы. Инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) №ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено обеспечение Самойленко В.Д. техническими средствами реабилитации инвалида (далее TCP) — электронным ручным видеоувеличителем и поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными).
ДД.ММ.ГГГГ Самойленко В.Д. обратился в ОСФСР по Оренбургской для постановки на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями с регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Для обеспечения инвалидов поручнями ОСФР по <адрес> заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поручнями для самоподнимания Самойленко В.Д. был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Самойленко В.Д. был частично обеспечен техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА№ДД.ММ.ГГГГ/2023, однако электронный ручной видеоувеличитель до настоящего времени ему не выдан.
Согласно п. 2 и п. 4 Правил N 240 обеспечение инвалидов ТСР и ПОИ осуществляется на основании: заявления о предоставлении технического средства (изделия) поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с предоставлением паспорта, или документа, удостоверяющего личность лица, представляющего интересы инвалида; сведений из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПРа), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подтверждающие необходимость предоставления инвалиду технического средства, в случае непредставления ИПРа инвалидом, или лицом, представляющим его интересы при подаче заявления. Пунктом 11 Административного регламента установлено, что срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно п. 12 Административного регламента при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные п. 11 Административного регламента.
Обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется в пределах средств выделенных бюджетных ассигнований на эти цели организациями, отобранными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Определение поставщика (исполнителя) в целях обеспечения инвалидов (ветеранов) TCP путем проведения аукциона/конкурса в электронной форме это совокупность действий, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начиная с размещения в единой информационной системе в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.rn запросов о предоставлении ценовой информации, далее извещения и документации об осуществлении закупки и завершаются заключением государственного контракта.
Из сообщения ОСФСР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,. направленного в прокуратуру <адрес> массовым списком по всем районам <адрес> следует, что Самойленко В.Д. не обеспечен электронным ручным видеоувеличителем.
По результатам проведенных закупочных процедур ОСФР заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №. Направление на получение средства реабилитации электронного ручного видеоувеличителя, модель «Сокол-1» Самойленко В.Д. получил ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №. Направление действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Реализация права на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия очередности других граждан льготной категории и при возникновении у инвалида права на получение технических средств реабилитации, таковые средства подлежат предоставлению незамедлительно.
Сам факт невозможности по каким либо причинам заключения контракта, не свидетельствует о том, что права инвалида должны нарушаться.
Таким образом, суд приходит к выводу, что гарантированное государством право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации инвалида нарушено в связи с непредставлением до настоящего времени электронного ручного видеоувеличителя.
Доводы представителя ответчика о возможности приобретения технического средства реабилитации самим инвалидом и возможности компенсации денежных средств по факту покупки не могут повлиять на существо спора, поскольку Самойленко В.Д. просил его обеспечить ОСФР данным средством реабилитации, выразив свое волеизъявление на получение технического средства реабилитации от ОСФР, а не самостоятельного приобретения.
Требования прокурора к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Самойленко Василия Дмитриевича ДД.ММ.ГГГГ рождения техническими средствами реабилитации инвалида – электронным ручным видеоувеличителем подлежат удовлетворению.
Поскольку электронный ручной видеоувеличитель относится к федеральному перечню технических средств реабилитации, приобретаются за счет средств федерального бюджета, мероприятия по закупке и передаче заявителем осуществляются органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, соответственно в полномочия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" не входят.
Суд приходит к выводу, что ГБУ СО <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" в <адрес> не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку данный ответчик не является органом (учреждением) на котором в силу приведенных выше норм закона лежит обязанность по предоставлению инвалидам ТСР и/или выплаты компенсации за их самостоятельное приобретение.
В удовлетворении требований истца к ответчику Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" -обязать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания <адрес> "Комплексный центр социального обслуживания населения" предоставить Самойленко В.Д. технические средства реабилитации инвалида - электронный ручной видеоувеличитель по месту жительства или нахождения «Комплексного центра социального обслуживания населения» в <адрес>, отказать.
Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из того, что имеются доказательства причинения истцу морального вреда в виде нравственных страданий, поскольку со стороны ответчика допущены нарушения личного неимущественного права истца на своевременное получение гарантированной государством инвалиду меры социальной поддержки, а потому отклоняет доводы ОСФР по <адрес> в данной части.
Суд не может согласиться с доводами отзыва, что вина ответчика отсутствует, поскольку им предпринимались меры для выполнения необходимой процедуры по заключению контракта и закупке средств реабилитации, поскольку более года техническое средство реабилитации не было приобретено и не было передано Самойленко В.Д.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная ..., свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную ..., честь и доброе имя, ... переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац третий пункт 1).
Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
При этом несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца об ущемлении вследствие бездействия ответчика его личных неимущественных прав на реабилитацию и социальную адаптацию, получение равных возможностей с иными гражданами, повлекшем нарушение таких гарантированных Конституцией РФ прав гражданина, как право свободно видеть и право на полноценную и достойную жизнь, что безусловно причинило истцу нравственные страдания.
Сомнений в перенесении Самойленко В.Д. нравственных страданий и моральных переживаний не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу о законности требований истца в части причинения ему морального вреда.
При этом согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года N 33 при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
Исходя из изложенного, с учетом требований разумности и справедливости, индивидуальных особенностей потерпевшего, характера и степени причиненных ему физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, степени вины ответчика в связи с ненадлежащим обеспечением видеоувеличителем более 11 месяцев, возраста истца-75 лет, отсутствия возможности вести активный и полноценный образ жизни, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 15 000 рублей, что будет соразмерно тем физическим и нравственным страданиям, которые испытывает истец.
Учитывая, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, а соответственно является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности. Сумму компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, суд считает разумной.
В удовлетворении оставшейся части требований о взыскании компенсации морального вреда, в размере 50 000 рублей, суд не усматривает.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> "░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2024 ░░░░.