УИД 10RS0007-01-2021-000299-19
№ 2-148/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Лоухи 24 июня 2021 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
с участием: истца Макаровой А.В., представителя ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченко Е.В.,
при секретаре Геннадьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаровой А.В. к администрации Лоухского муниципального района РК, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии,
установил:
иск истцом заявлен по следующим основаниям: истец ХХ.ХХ.ХХ написала заявление на переселение из районов Крайнего Севера в среднюю полосу – .... ХХ.ХХ.ХХ в администрации Лоухского муниципального района ей сообщили, что она седьмая на очереди в получении жилищной субсидии. Однако, на основании распоряжения администрации Лоухского муниципального района Номер-Р от ХХ.ХХ.ХХ её очередность в получении субсидии была перенесена с 7 на 105 место. Истец не согласна с этим, полагает, что были нарушены её права на получение жилого помещения в связи с переселением из района Крайнего Севера. В связи с этим просит суд восстановить её очередность, исходя из момента подачи заявления.
В судебном заседании истец Макарова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что первоначально она была поставлена на учете в качестве лица, желающего переселиться из района Крайнего Севера, ХХ.ХХ.ХХ. ХХ.ХХ.ХХ она вышла на пенсию, в связи с чем очередность предоставления ей жилищной субсидии была определена исходя из указанной даты. Полагает, что очередность должна определяться с момента первоначальной постановки на учет, с ХХ.ХХ.ХХ.
Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченко Е.В., действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что требованиями закона и нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, предусмотрено установление очередности предоставления жилищной субсидии истцу с момента возникновения у неё права на переход в другую категорию граждан. Поскольку истец ранее относилась к категории «работающие граждане», а с ХХ.ХХ.ХХ она перешла в категорию «пенсионеры», то право на получение жилищной субсидии следует определять с указанной даты, что, в свою очередь, повлекло изменение очередности.
Представители ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своем письменном отзыве указали, что поскольку Макаровой А.В. была назначена пенсия ХХ.ХХ.ХХ, перевод её в категорию «пенсионеры» с установлением соответствующей очередности по указанной категории должен производиться исходя из этой даты.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля со стороны ответчика Р., исследовав материалы гражданского дела, суд установил:
Макарова А.В. ХХ.ХХ.ХХ администрацией Лоухского муниципального района на основании её личного заявления была поставлена на учет как лицо, желающее переселиться из района Крайнего Севера. В указанный момент истец относилась к категории работающих лиц.
ХХ.ХХ.ХХ Макарова А.В. вышла на пенсию, в связи с чем она была переведена администрацией Лоухского муниципального района в списках граждан – участников целевой программы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», с датой постановки на учет – ХХ.ХХ.ХХ.
Распоряжением администрации Лоухского муниципального района Номер-Р от ХХ.ХХ.ХХ в отношении Макаровой А.В. была определена дата включения в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» по дате изменения условий – с ХХ.ХХ.ХХ (даты назначения Макаровой А.В. пенсии).
В своих доводах истец указывает на неправомерность постановки её на учете по категории «пенсионеры» с указанной даты – ХХ.ХХ.ХХ, в связи с чем изменилась очередность предоставления ей жилищной субсидии.
Оценивая указанные доводы, суд руководствуется следующим:
Ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий.
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Данным Федеральным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено данным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее также - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
На основании п. 17.1 данного Положения, в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте "д" пункта 9 настоящего Положения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что в случае перевода гражданина – участника ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», из одной категории очередности в другую, переход в другую категорию определяется с момента возникновения права на этот переход, в рассматриваемом случае – с даты назначения истцу пенсии – ХХ.ХХ.ХХ.
Поскольку Макарова А.В. в установленном порядке поставлена на учет и включена в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, её право на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры" не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений прав Макаровой А.В. не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных ею исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Макаровой А.В. к администрации Лоухского муниципального района РК, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца через Лоухский районный суд РК в Верховный Суд Республики Карелия с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2021 года.