Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3083/2023 ~ М-2496/2023 от 21.08.2023

11RS0002-01-2023-003037-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута Республики Коми                         14 ноября 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,

с участием помощника Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3083/2023 по иску Воркутинского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута», администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности установить направляющие (сигнальные) столбики перед железнодорожными переездами,

УСТАНОВИЛ:

Воркутинский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором после уточнения исковых требований просил обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута») в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить сигнальные столбики в соответствии с требованиями п. 4.2.4.3 «ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введенного в действие приказом Росстандарта от 23.07.2015 № 959-ст, с каждой стороны дороги до границы следующих железнодорожных переездов: № 3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км перегона ст. Примыкание – ст. Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная; № 4А, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на посту № 6 ст. Примыкание – ВМЗ и автомобильной дорогой по ул. Матвеева; № 6, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км соединительного пути у ст. Примыкание – пост № 6 и автомобильной дороги по ул. Лесокомбинатовская; № 7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км перегона ст. Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Проминдустрии; № 8, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на ст. Южная и автомобильной дороги общего пользования местного значения – подъезд к базе отдыха мкр. Южный; № 10, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ (телецентр) и автомобильной дорогой по ул. Суворова; № 11, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ и автомобильной дорогой по ул. Лермонтова; № 12, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – пост № 9 и автомобильной дорогой по ул. Чехова.

В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены нарушения при эксплуатации железнодорожных переездов на территории МО ГО «Воркута». Проверкой установлено, что в нарушение п. 4.2.4.3 ГОСТ 33151-2014 не установлены сигнальные столбики на указанных железнодорожных переездах в зоне ответственности уполномоченного органа местного самоуправления с двух сторон дороги от переезда. 23.08.2022 в адрес руководителя МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» было внесено представление. До настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены, что создает угрозу возникновения транспортных происшествий и представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела, с учетом характера спорных правоотношений, определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация МО ГО «Воркута», третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно спора, - Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - УГХиБ администрации МО ГО «Воркута»).

В судебном заседании помощник Воркутинского транспортного прокурора Коржанов О.В. на удовлетворении иска настаивал, доводы искового заявления поддержал.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в судебное заседание представителя не направила, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. В письменных возражениях просила в удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО «Воркута» отказать, полагая, что надлежащим ответчиком по заявленному спору является МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», которое создано постановлением Главы администрации МО ГО «Воркута» от 13.11.2010 № 1447 и наделено обязанностью осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них. Согласно муниципальному заданию на 2023 г. и плановый период 2024 г. и 2025 г., утвержденному начальником УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в 2023 г. запланированы работы по замене дорожных сигнальных столбиков.

Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», третье лицо УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание представителей не направили, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. При этом суд принял во внимание, что стороны не просили отложить рассмотрение дела, не были лишены возможности представить в материалы дела письменные возражения.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 109, определено понятие железнодорожного переезда, - это пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (п. 2 ст. 21 Федерального закона № 257-ФЗ).

В пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный     закон № 131-ФЗ) указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского округа.

На момент проведения проверки соблюдения ответчиком требований безопасности дорожного движения действовали Условия эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденные приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 (далее – Условия № 237), которые утратили силу с 01.09.2023, в связи с принятием приказа Минтранса России от 05.10.2022 № 402, утвердившего новые Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее – Условия № 402).

Пунктом 80 Условий № 237 предусматривалось, что содержание, установка и замена дорожных знаков до границ железнодорожных переездов осуществляется владельцем (балансодержателем) этих участков автомобильных дорог.

Аналогичное положение закреплено в п. 72 (абз. 5) Условий № 402.

Согласно п. 24 Условий № 402, стойки шлагбаумов, мачты светофоров переездной сигнализации, ограждений, перил и столбиков сигнальных дорожных должны быть установлены владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцем железнодорожных путей необщего пользования на расстоянии не менее 0,75 м от края проезжей части автомобильной дороги. Направляющие (сигнальные) столбики должны соответствовать требованиям пунктов 5 - 7 ГОСТ Р 50970-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения» и пункта 5 ГОСТ 32843-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования» и устанавливаться в соответствии с ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения».

Пунктом 3.1 раздела 3 ГОСТ 32843-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования» дано понятие столбик сигнальный дорожный, - это направляющее устройство, предназначенное для указания направления дороги и границ земельного полотна, а также для разделения транспортных потоков.

Столбики для установки на обочине относятся к группе О (п.4.2 раздела 4 ГОСТ 32843-2014).

Как следует из п.8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», дорожные сигнальные столбики должны соответствовать ГОСТ 32843-2014 или ГОСТ Р 50970-2017.

Пунктом 4.2.4.3 ГОСТ 33151-2014 установлено, что столбики группы О устанавливают, в том числе, на железнодорожных переездах — с обеих сторон переезда по 10 столбиков с каждой стороны дороги через каждые (1,5 ± 0,1) м. При этом ближайший к крайнему рельсу столбик устанавливают на расстоянии от него 2,5 м.

Актом ... комиссионного обследования железнодорожных переездов расположенных на территории МО ГО «Воркута» от <дата> зафиксированы выявленные нарушения ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ 33151-2014.

Так, комиссией выявлено, что на подходах к железнодорожному переезду (с обеих сторон переезда) установлено менее 10 сигнальных столбиков с каждой стороны дороги через каждые (1,5 ± 0,1) м., что не соответствует п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 4.2.4.3 ГОСТ 33151-2014, на следующих переездах: № 3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км перегона ст. Примыкание – ст. Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная; № 4А, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на посту № 6 ст. Примыкание – ВМЗ и автомобильной дорогой по ул. Матвеева; № 6, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км соединительного пути у ст. Примыкание – пост № 6 и автомобильной дороги по ул. Лесокомбинатовская; № 7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км перегона ст. Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Проминдустрии; № 8, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на ст. Южная и автомобильной дороги общего пользования местного значения – подъезд к базе отдыха мкр. Южный; № 10, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ (телецентр) и автомобильной дорогой по ул. Суворова; № 11, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ и автомобильной дорогой по ул. Лермонтова; № 12, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – пост № 9 и автомобильной дорогой по ул. Чехова.

По информации, предоставленной УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» по запросу прокурора, спорные железнодорожные переезды, расположены на автомобильных дорогах местного значения муниципального образования городского округа «Воркута».

Выявленные в ходе комиссионного обследования железнодорожных переездов, с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по г. Воркуте, недостатки, отраженные в Акте ... влекут нарушение безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

<дата> Воркутинской транспортной прокуратурой для устранения указанных нарушений законодательства в адрес руководителя МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» было внесено представление.

Доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений, на момент рассмотрения дела не представлено, следовательно, недостатки, которые делают дальнейшую эксплуатацию дорог небезопасной, подлежат устранению.

Определяя надлежащего ответчика, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

На основании п. 4 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Автомобильные дороги, образующие пересечением с железнодорожными путями железнодорожные переезды, указанные в иске, относится к автомобильным дорогам местного значения и являются собственностью муниципального образования городского округа «Воркута», что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиками не оспаривается.

В соответствии с п.п. 5 п. 4. ст. 52 Устава МО ГО «Воркута» администрация городского округа осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.3 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

С целью реализации полномочий администрации МО ГО «Воркута», по вопросу осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 13.11.2010 № 1447, создано МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», уставными целями деятельности которого являются (п. 2.1 Устава МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута») осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Для достижения уставных целей учреждение осуществляет виды деятельности, перечисленные в п.2.3 Устава, в том числе организацию и выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения.

Муниципальным заданием на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» возложена обязанность по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе.

Изменениями в муниципальном задании № 1 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, предусмотрена замена дорожных сигнальных столбиков.

Учредителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» - администрацией МО ГО «Воркута» осуществляется финансирование созданного им учреждения. МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» должно использовать предоставленное ему имущество в соответствии с его назначением и уставными целями.

Из приведенного следует, что обязанность по устранению выявленных недостатков должна быть возложена на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», которое является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку, именно на это учреждение возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог на территории муниципального образования городского округа «Воркута».

В соответствии с приведенными нормами права и установленными по делу обстоятельствами заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Указанный в иске срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и с учетом объема работ необходимых для устранения нарушений, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Воркутинского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» администрации муниципального образования городского округа «Воркута», в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить сигнальные столбики в соответствии с требованиями п. 4.2.4.3 «ГОСТ 33151-2014 с каждой стороны дороги до границы следующих железнодорожных переездов:

№ 3, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км перегона ст. Примыкание – ст. Южная и автомобильной дороги по ул. Транспортная;

№ 4А, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на посту № 6 ст. Примыкание – ВМЗ и автомобильной дорогой по ул. Матвеева;

№ 6, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км соединительного пути у ст. Примыкание – пост № 6 и автомобильной дороги по ул. Лесокомбинатовская;

№ 7, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 3 км перегона ст. Примыкание – ст. Предшахтная и автомобильной дороги по ул. Проминдустрии;

№ 8, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на ст. Южная и автомобильной дороги общего пользования местного значения – подъезд к базе отдыха мкр. Южный;

№ 10, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ (телецентр) и автомобильной дорогой по ул. Суворова;

№ 11, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 2 км ст. Предшахтная – ЗЖБИ и автомобильной дорогой по ул. Лермонтова;

№ 12, образованном пересечением железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» на 1 км ст. Предшахтная – пост № 9 и автомобильной дорогой по ул. Чехова.

В удовлетворении иска к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья                                         Е.Б. Кораблева

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2023 года.

2-3083/2023 ~ М-2496/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута"
Администрация МО ГО "Воркута"
Другие
УГХиБ администрации МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Кораблева Елена Борисовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2023Передача материалов судье
29.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее