Дело № 12-69/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
13 мая 2022 года г. Копейск
Судья Копейского городского суда Челябинской области Соколова А.А.,
при секретаре Половицкой К.А.,
рассмотрев жалобу Смехнова В.В. на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску З.Л.В. НОМЕР от 11.03.2022 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску З.Л.В. НОМЕР от 11.03.2022 года должностное лицо директор ООО «Комтранссервис» Смехнов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Смехнов В.В. просит признать незаконным и отменить названное постановление, поскольку отсутствует наличие события административного правонарушения и объективная сторона правонарушения, административным органом существенно нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Административный материал направлен в суд заместителем руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора С.П.В.
Смехнов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник Смехнова В.В. – Миронов В.П., доводы, изложенные в жалобе, полностью поддержал, просил постановление в отношении должностного лица директора ООО «Комтранссервис» Смехнова В.В. от 11.03.2022 года отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор в области окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску З.Л.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, считая их необоснованными.
Руководствуясь положениями ст.30.6 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие не явившегося Смехнова В.В.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в полном объеме с учетом доводов жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
В силу ст. ст. 3, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 51 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Согласно ст. 11 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 19.07.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, на основании Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, положения «Об Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 г. № 501, во исполнение приказа, подписанного руководителем Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Т.Р.С. от 03.06.2021 г. НОМЕР, плана контрольно-надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 г., утвержденного приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 г. № 1199 (п. 25), в период с 16.06.2021 г. по 29.06.2021 г. проведена плановая лицензионная проверка в отношении ООО «Комтранссервис».
Специалистами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области осуществлен выезд к месту осуществления деятельности ООО «Комтранссервис» по адресу 456654 Челябинская область, г. Копейск, район пос. Старокамышинск, юго-западнее обогатительной фабрики (полигон ТКО «Южный», объект НОМЕР).
В ходе проведенной проверки установлено, что основным видом деятельности ООО «Комтранссервис» является деятельность по очистке и уборке и прочая, не включенная в другие группировки.
ООО Комтранссервис» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления на объекте, не оборудованном отстойником-накопителем, что противоречит содержанию Заключению государственной экологической экспертизе, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 19.07.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В эксплуатации ООО «Комтранссервис» (ИНН НОМЕР) находится полигон ТБО «Южный», расположенный на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, относящемся к землям поселений. Полигон расположен юго-западнее обогатительной фабрики в районе бывшего п. Старокамышинска Копейского городского округа Челябинской области.
Заключением НОМЕР от 09.12.1999 г. экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Полигон для твердых бытовых отходов города и промышленных отходов в районе пос. Старокамышинский», утвержденному приказом НОМЕР от 14.12.1999 г. Государственного комитета РФ по охране окружающей среды Челябинской области (далее — Заключение), предусмотрено устройство обводного канала по периметру полигона для перехвата талых и атмосферных вод с отводом их в отстойник-накопитель, объемом 6000 куб.м, устроенный в пониженной складке местности с обваловкой из глины, где происходит естественная очистка стоков.
В соответствии с п. 6.2 Заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы Челябинской области по рабочему проекту на строительство полигона для ТБО города и промышленных отходов в районе пос. Старокамышинск НОМЕР/ от 10.10.2001 г., для перехвата атмосферных и талых вод предусматривается по всему периметру полигона отводная канава с отводом воды в отстойник-накопитель емкостью 6000 куб. м.
Осмотром, проведённым на территории полигона ТБО «Южный» установлено, что обводной канал (отстойник-накопитель), объемом 6000 куб. м, отсутствует.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.Согласно лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 04.09.2018 НОМЕР, ООО «Комтранссервис» осуществляет деятельность по размещению, сбору, транспортированию отходов III-IV классов опасности.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 №352 «Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов», полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу АДРЕС (объект НОМЕР, принадлежит ООО «Комтранссервис») исключен из государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Установлено, что ООО «Комтранссервис» осуществляет размещение отходов производства и потребления III-IV классов опасности на объекте, не внесенным в ГРОРО, что является нарушением п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Кроме того, ООО «Комтранссервис», в нарушение заключения государственной экологической экспертизы от 09.12.1999 г. НОМЕР (далее - Заключение), в процессе осуществления деятельности по размещению отходов производства и потребления на полигоне ТБО, осуществляет картный метод складирования отходов, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 19.07.1995 г. №174-
ФЗ «Об экологической экспертизе».
В соответствии с п. 6.1 Свода правил 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», полигоны ТКО подразделяют по способу захоронения отходов: картный (захоронение отходов на рабочие карты) и траншейный (захоронение отходов в траншеи).
На основании инструкции по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов 1983 г. траншейная схема применяется для полигонов, принимающих 120 тыс. куб.м/год ТБО и менее.
Согласно Заключению, полигон предназначен как для складирования ТБО, так и промышленных нетоксичных отходов III и IV классов опасности. На полигоне выполняются следующие работы: прием, складирование, уплотнение и изоляция отходов. Объем принимаемых отходов - 165 тыс. куб.м/год. Проектируемый срок эксплуатации полигона 15 лет. Складирование отходов предполагается проводить по траншейной схеме в три яруса.
В соответствии с п. 6.2 Заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы Челябинской области по рабочему проекту на строительство полигона для ТБО города и промышленных отходов в районе пос. Старокамышинск НОМЕР/ от 10.10.2001 г., объем ТБО в год составит 165000 куб.м и размещается на территории в 12 га.
Таким образом, ООО «Комтранссервис» эксплуатирует полигон ТБО с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 19.07.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении НОМЕР от 18.02.2022 года, актом проверки НОМЕР от 29.06.2021 года, предписанием НОМЕР от 29.06.2021 г.
На момент рассмотрения дела вышеуказанные акт проверки и предписание не признаны незаконными.
Имеющиеся в материалах дела доказательства согласуются между собой, являются допустимыми и достаточными и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях директора ООО «Комтранссервис» Смехнова В.В. состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что общество не осуществляет картный способ захоронения отходов, несостоятельны по причине отсутствия соответствующих доказательств. Отсутствие отстойника-накопителя не оспаривается заявителем, так же как и исключение из реестра (ГРОРО) полигона.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки на полигоне отсутствовал отстойник-накопитель, использовался картный способ захоронения отходов, а также полигон был исключен из ГРОРО в период проведения проверки, что свидетельствует о несоблюдении обществом установленных правил в области обращения с отходами.
Вопреки доводам жалобы, имеющиеся в деле доказательства, получены с соблюдением требований закона и являются допустимыми.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении НОМЕР от 18.02.2022 года, в нем содержатся все перечисленные в ст.28.2 КоАП РФ требования, в том числе событие инкриминируемого административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении НОМЕР от 18.02.2022 года, акт проверки, предписание, являются допустимыми доказательствами по делу.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица - директора ООО «Комтранссервис» Смехнова В.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.2 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса.
В приказе от 03.06.2021 г. НОМЕР о проведении плановой выездной проверки указано, что проверка проводится с целью контроля соблюдения ООО «Комтранссервис» природоохранного законодательства и соблюдения лицензионных требований в области обращения с отходами на основании плана контрольно надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 г.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что при возбуждении дела были нарушены требования процессуального законодательства, не имеется.
Вместе с тем, изучив представленные материалы дела и пояснения защитника Миронова В.П., прихожу к выводу о том, что в данном случае имеются основания для признания правонарушения, совершенного Смехновым В.В. малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как пояснил в судебном заседании защитник Миронов В.П., деятельность по захоронению ТБО на полигоне «Южный» ООО «Комтранссервис» не ведется с момента проверки до настоящего времени, в связи с исключением полигона из ГРОРО, вместо пруда-отстойника площадью 6000 куб.м имеется обводной канал для сбора талых вод.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что данное административное правонарушение не имеет значительную степень общественной опасности, существенной угрозы охраняемым отношениям не нанесено, вредных последствий не наступило, интересы третьих лиц не нарушены, отсутствуют какие-либо негативные последствия, приведшие к угрозе общественных интересов, учитывая характер допущенного нарушения, судья считает возможным признать данное административное правонарушение малозначительным и в силу ст. 2.9 КоАП РФ освободить Смехнова В.В. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску З.Л.В. НОМЕР от 11.03.2022 года о привлечении должностного лица - директора ООО «Комтранссервис» Смехнова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей - отменить.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить Смехнова В.В. от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ по малозначительности, ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: А.А. Соколова