18RS0022-01-2020-000404-51
Дело № 2-437/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>, Удмуртская Республика 15 мая 2020 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Муллахметовой С.Г.,
с участием заместителя прокурора <адрес> УР Ильина С.А., представителя ответчика Администрации МО «Лутохинское» Атеевой В.Р., представителя третьего лица Администрации МО «<адрес>» Глушкова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Лутохинское» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и отходами производства и потребления,
у с т а н о в и л:
<адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Лутохинское» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем очистки земельного участка с кадастровым номером № расположенном в 3 км. от границы д. Дубровский от твердых коммунальных и отходов производства и потребления.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и отходах производства и потребления в деятельности администрации МО «Лутохинское» установлено, что на территории муниципального образования в 3 км. от границы д. Дубровский на земельном участке с кадастровым номером 18:14:004001:1423 обнаружено скопление отходов производства и потребления, что является нарушением требований ст. 42 Конституции РФ, ст.13 Земельного кодекса, ст.ст. 11, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8,22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки со стороны Администрации нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> УР Ильин С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации МО «Лутохинское» Атеева В.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации МО «<адрес>» Глушков Д.С. в судебном заседании не возражал против заявленных требований прокурора.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ, а также частью 1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.11 данного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ, ч.1 ст.7 Федерального закона №7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующих поселений.
В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.11 ч.1 ст.7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», а также п.18 ст.34 Устава МО «Лутохинское», принятого решением Совета депутатов МО «Лутохинское» от ДД.ММ.ГГГГ № организация сбора, вывоза, бытовых отходов относится к полномочиям Администрации МО «Лутохинское».
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Администрацией МО «Лутохинское» полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории поселения МО «Лутохинское», осуществляются не должным образом.
В судебном заседании установлено, что, по результатам произведенного осмотра земельного участка (акт от ДД.ММ.ГГГГ) с кадастровым номером 18:14:004001:1423, с координатами 56,283460 с.ш. 53,356680 в.д., расположенном в в 3 км. от границы д. <адрес>, проведенного с привлечением представителя муниципального земельного контроля Администрации МО «<адрес>», обнаружено скопление отходов производства и потребления ориентировочной массой 0,56 т.
По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов МО «Лутохинское» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако требования прокурора не выполнены, земельный участок от отходов производства и потребления не очищен.
Таким образом, из представленных сторонами доказательств следует, что Администрация МО «Лутохинское» в соответствии с возложенными на неё полномочиями не организовала должным образом мер к ликвидации свалки на земельном участке, расположенном в 3 км. от границы д. <адрес>.
На момент рассмотрения дела судом доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений и исполнение требований прокурора, также не представлено.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, путем очистки земельного участка с кадастровым номером 18:14:004001:1423, расположенном в 3 км. от границы д. <адрес> от твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику указанный срок для исполнения возлагаемой обязанности, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В порядке ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Лутохинское» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и отходами производства и потребления удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Лутохинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ очистить земельный участок с кадастровым номером № с координатами 56,283460 с.ш.53,2356680 в.д., расположенный в 3 км. от границы д. <адрес>, от твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин