31RS0002-01-2021-005034-07 Дело № 2-310/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 февраля 2022 г. г. Белгород
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Е.И.,
при секретаре Моисеевой Ю.В.,
с участием истца представителя истца по доверенности Данченко Е.Н.,
представителя третьего лица по доверенности Польшиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Бугаевой Инны Валентиновны к Администрации Дубовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области о регистрации сделки и перехода права собственности,
установил:
Бугаева И.В. и Забивалов В.В. состояли в фактических брачных отношениях и вели совместное хозяйство с 2011 года.
09.04.2020 года между Забиваловым В.В. и Бугаевой И.В. заключен договор дарения, по условиям которого дарителем безвозмездно переданы одаряемой земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 87 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); жилой дом с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 64 кв.м., по адресу: (адрес обезличен);
земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 53 кв.м., по адресу: (адрес обезличен).
Договор не зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке по причине смерти 16.04.2020 года Забивалова В.В.
Дело инициировано Бугаевой И.В., которая ссылаясь на фактическое принятие дара, несение расходов по благоустройству и содержанию недвижимого имущества, отсутствие возможности во внесудебном порядке узаконить свое право, просила произвести регистрацию договора дарения и перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 87 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); жилой дом с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 64 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 53 кв.м., по адресу: (адрес обезличен).
В судебное заседание истец не явилась, обеспечив участие своего представителя Данченко Е.Н., который заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно указал, что факт принятия Бугаевой И.В. дара подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи недвижимости, регистрацией и постоянным проживанием истицы по адресу домовладения. Просил учесть, что состоявшийся договор никем не оспорен, претенденты на наследство, оставшееся после смерти Загибалова В.В., отсутствуют.
Представитель третьего лица администрации Белгородского района Белгородской области Польшина Е.В. возражений по заявленным требованиям не представила, полагалась на усмотрение суда.
Представитель администрации Дубовского сельского поселения белгородского района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица по правилам ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В силу ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Как следует из существа правоотношений, возникающих по поводу дарения недвижимости (ст. ст. 572 - 581 ГК РФ), правовой целью вступления одаряемого в правоотношения, складывающиеся по договору дарения, является принятие дара с оформлением титульного владения, поскольку наступающий вследствие исполнения дарителем такой сделки правовой результат (возникновение титульного владения) влечет для одаряемого возникновение имущественных прав и обязанностей. В свою очередь даритель, заинтересован исключительно в безвозмездной передаче имущества без законного ожидания какого-либо встречного предоставления от одаряемого (правовая цель).
Переход права собственности на недвижимость по договору дарения недвижимости подлежит государственной регистрации (ст.572 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и сведений Единого государственного реестра недвижимости, Забивалов В.В., (дата обезличена) года рождения, является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 87 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); жилого дома с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 64 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 53 кв.м., по адресу: (адрес обезличен).
Право собственности зарегистрировано на основании договоров купли-продажи недвижимости от 2016 года.
09.04.2020 года между Забиваловым В.В. и Бугаевой И.В. заключен договор дарения, по условиям которого дарителем безвозмездно переданы одаряемой земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 87 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); жилой дом с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 64 кв.м., по адресу: (адрес обезличен);
земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 53 кв.м., по адресу: (адрес обезличен).
Договор не зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке по причине смерти Забивалова В.В., что подтверждается свидетельством о смерти от 16.04.2020 года.
Согласно п.3 ст.165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Аналогичные положения содержатся и в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав».
В соответствии с ч.7 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав, переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Нормами ГК РФ не регулируется порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации.
В этой связи, в соответствии со ст.6 ГК РФ по аналогии подлежит применению п.3 ст.551 ГК РФ и п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав», согласно которым, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться с иском о регистрации перехода права собственности.
При этом, из системного толкования ст.ст.553, 556 ГК РФ и п.61 Постановления Пленума верховного Суда РФ следует, что для разрешения иска о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения следует установить фактический переход имущества от дарителя к одаряемому.
Как следует из содержания договора дарения недвижимого имущества от 09.04.2020 года, он содержит все существенные условия и соответствует требованиям ст.572 ГК РФ. Сделка подписана дарителем и одаряемой, передача имущества осуществлена на основании акта приема-передачи, так же подписанного сторонами 09.04.2020 года.
Таким образом, стороны выразили свое согласие на установление правоотношений, вытекающих из договора дарения от 09.04.2020 года, приняли на себя взаимные права и обязанности по нему.
Сделка в установленном законом порядке недействительной не признана, дарителем не оспорена. Факт скоропостижной смерти Забивалова В.В. через несколько дней после подписания договора, свидетельствует об отсутствии объективной возможности у сторон своевременно обратиться зарегистрировать сделку, а следовательно, об отсутствии злоупотребления правом в понимании ст.10 ГК РФ.
Согласно паспортным данным Бугаевой И.В. и представленным в материалы дела платежным документам, истица с 07.07.2017 года зарегистрирована и постоянно проживает в спорном домовладении, несет расходы по его содержанию и благоустройству.
Из материалов наследственного дела (номер обезличен) к имуществу Забивалова В.В., умершего (дата обезличена), усматривается, что наследники, обратившиеся в установленном действующим законом порядке с заявлениями о принятии наследства, отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела судом так же не установлены иные собственники либо правопритязатели на спорное недвижимое имущество.
Оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает из достоверными и достаточными для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Бугаевой Инны Валентиновны к Администрации Дубовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области о регистрации сделки и перехода права собственности, - удовлетворить.
Произвести регистрацию договора дарения недвижимого имущества, заключенного 09 апреля 2020 года между Забиваловым В.В., умершим 16 апреля 2020 года, и Бугаевой Инной Валентиновной.
Произвести регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 87 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); жилой дом с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 64 кв.м., по адресу: (адрес обезличен); земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 53 кв.м., по адресу: (адрес обезличен), к Бугаевой Инне Валентиновне.
Решение суда является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Кириллова
Мотивированный текс решения изготовлен 18 февраля 2022 года.