Мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского судебного района города Архангельска Кузнецова А.Г. |
Дело № 11-54/2023 14 февраля 2023 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе предстательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Нецветаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 11 ноября 2022 года,
установил:
Лисовский В.Ю. обратился к мировому судье с иском к военному комиссариату городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области о взыскании денежных средств. В обоснование требований указал, что является сыном Лисовского Ю. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Лисовский Ю.Ф. являлся участником, инвалидом Великой Отечественной войны, истец обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов на погребение в размере 23 837 руб. Ответчиком не компенсированы расходы, поскольку в правоустанавливающих документах, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, на имя умершего Лисовского Ю.Ф. имеются разночтения в отчестве. Полагая отказ в компенсации расходов на погребение незаконным, истец просит взыскать с военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области денежные средства в размере 23 837 руб.
В ходе рассмотрения дела определением мирового судьи произведена замена ненадлежащего ответчика военный комиссариат городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области надлежащим - Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат Архангельской области».
Мировой судья постановил решение от 11 ноября 2022 года, которым исковые требования истца удовлетворил и взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в пользу Лисовского В.Ю. денежные средства в размере 23 837 руб.
Ответчик с решением мирового судьи не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить. Полагает, что принятое решение мирового судьи является незаконным и необоснованным.
Истец Лисовский В.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы. Его представитель Попов Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» Анциферов А.А. и Зеленков А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Представитель третьего лица военный комиссариат городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился.
С учетом надлежащего извещения участников судебного производства, в отсутствие оснований к отложению судебного заседания, по определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного производства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 2), не устанавливает конкретные меры такой защиты, их объем (размеры), а также условия предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в п. 7 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрел гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, в том числе участников Великой Отечественной войны.
Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение участников войны предусмотрено и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» инвалидами Великой Отечественной войны являются, в том числе военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии.
В соответствии с п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утв. Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года № 5, порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются: на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет; на ветеранов военной службы; на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 30 Порядка при погребении лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, воинскими частями за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета на эти цели, производится оплата следующих ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего); перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
Пунктом 31 Порядка определено, что оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Кроме того, порядок возмещения расходов на погребение определен в п. 1 Постановления Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку надгробных памятников», согласно которому погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы) осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения.
Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 23 837 руб., а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 33 005 руб.
Как установлено мировым судьей, ДД.ММ.ГГГГ умер Лисовский Ю. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец приходится умершему сыном.
Осуществив за свой счет захоронение отца Лисовского Ю.Ф. на общую сумму 66 665 руб. (включая оформление документов, необходимых для погребения, перевозка умершего в морг, услуги морга, предоставление и доставка гроба, урны, венка, перевозка тела (останков) к месту погребения, погребение умершего), истец обратился в военный комиссариат городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с заявлением на возмещение понесенных расходов по оплате ритуальных услуг.
Письмом военного комиссариата городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области в удовлетворении заявления Лисовского В.Ю. отказано, поскольку в представленных документах имелись разночтения в отчестве умершего.
Из материалов гражданского дела усматривается, что истцом были представлены предусмотренные п. 38 Порядка документы в отношении Лисовского Ю. Ф., в том числе, <данные изъяты>.
Согласно представленной в материалы дела Федеральным государственным казенным учреждением «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» архивной справки № от 12 августа 2022 года, Лисовский Ю. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ № награжден орденом № «Отечественной войны I степени», вручен с орденской книжкой №.
Награждение указанными медалями осуществлялось по спискам в воинских частях и военных комиссариатах.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года № 2019-XI «О награждении орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» орденами «Отечественной войны I степени» награждались лица, принимавшие непосредственной участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии, партизанских формированиях или в подполье, инвалиды Великой Отечественной войны, получившие ранения в боях.
Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В материалах дела на имя Лисовского Ю. Ф. имеется удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, выданное отделом социальной защиты населения территориального округа Майская Горка г. Архангельска. Удостоверение недействительным не признавалось.
Согласно копии удостоверения инвалида (<данные изъяты>) Великой Отечественной войны Лисовский Ю. Ф. имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Великой Отечественной войны, имел право на льготы по ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Разрешая доводы ответчика о необходимости разрешения указанного спора в порядке особого производства, мировой судья исходил из следующего.
В порядке особого производства суд рассматривает, в том числе, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 ГПК РФ).
Суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении (п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
В рассматриваемом случае истцом выбран способ защиты своего нарушенного права именно путем обращения с иском в суд о взыскании денежных средств, что не может свидетельствовать о наличии с его стороны какого-либо злоупотребления правом.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает законным и обоснованным вывод мирового судьи о том, что указанный спор не мог быть рассмотрен в порядке особого производства.
Мировой судья правомерно пришел к выводу о том, что поскольку умерший Лисовский Ю.Ф. являлся участником, инвалидом Великой Отечественной войны, взысканию с ответчика подлежат подтвержденные истцом расходы по оплате ритуальных услуг по фактическим затратам, подтвержденным соответствующим документами, с учетом требований Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года № 5, а также Постановления Правительства РФ от 06 мая 1994 года № 460 в заявленном размере 23 837 руб.
Оснований не доверять представленным документам об участии Лисовского Ю. Ф. в Великой Отечественной войне у мирового судьи не имелось.
Поскольку мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы процессуального и материального права при разрешении данного спора, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, суд апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы мирового судьи, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 11 ноября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Акишина