Судья федерального суда – Афанасьев Л.В. Дело № 7п – 1527/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2021 года г. Красноярск, пр. Мира, 9
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Константиновой Н.В. на постановление судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2021 года, которым
КОНСТАНТИНОВА Нелли Викторовна, <дата> года рождения, уроженка <адрес> <адрес>,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Константинова Н.В. признана виновной в том, что 23 сентября 2021 года в 11 часов 55 минут, находясь в организации, деятельность которой не приостановлена – в помещении многофункционального центра (далее - МФЦ), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия), чем нарушила п.п. «в», «г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 (далее – Правила поведения), п.п. «б» п.п. 1 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" (в редакции от 01.11.2020 г.).
В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, Константинова Н.В. просит отменить постановление судьи, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, и отсутствием состава правонарушения, поскольку она не нарушила чьих-либо прав и не создала негативных последствий; гражданам не были предоставлены средства индивидуальной защиты, инструкции, памятки и иные организационно-информационные сведения относительно правил поведения; основанные на распоряжении Управления Роспотребнадзора по региону Правила поведения носят рекомендательный характер; положения ст. 20.6.1 КоАП РФ адресованы хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и не содержат требований к гражданам; в материалах дела нет доказательств информирования Константиновой Н.В. о каких-либо правилах и месте выдачи средств индивидуальной защиты, о должностных лицах, которые могут составлять протоколы об административном правонарушении по указанной норме; протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями, отсутствует его номер, не указаны подлежащие исполнению правила поведения при введении режима повышенной готовности; Константинова Н.В. находилась в МФЦ, а не в магазине; судья вышел за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объема совершенного деяния, существенно расширив его и ухудшив положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, Константинова Н.В. в краевой суд не явилась, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признано возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление судьи законным, обоснованным и справедливым.
Имеющие значение обстоятельства дела установлены правильно. Вина Константиновой Н.В. в совершении правонарушения подтверждается исследованными в суде доказательствами, анализ которых дан в постановлении.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В силу абзаца пятого статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение как федеральных правил поведения в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, принимаемых субъектами Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Красноярского края от 16.03.2020 N 152-п "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" постановлено ввести с 16.03.2020 режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края. Границами территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, определена территория Красноярского края.
По смыслу данной нормы режим повышенной готовности введен на территории Красноярского края и действует он как для органов управления, организаций, так и для граждан, находящихся в Красноярском крае.
В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно п.п. «б» п.п. 1 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" (в редакции от 01.11.2020) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Следовательно, изданные Губернатором Красноярского края в пределах своих полномочий указы, в том числе и Указ от 31.03.2020 г. N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" являются обязательными для исполнения гражданами, находящими на территории края.
Утверждение Константиновой Н.В. о том, что требования статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ не применяются в отношении граждан, Правила поведения носят лишь рекомендательный характер, являются ошибочными и противоречат содержанию вышеприведенных норм права.
Ссылки в жалобе на то, что Константинову Н.В. лично не проинформировали о введении режима повышенной готовности, не предоставили инструкции и иные организационно-информационные сведения относительно правил поведения, местах выдачи средств индивидуальной защиты органов дыхания, безосновательны, поскольку вышеприведенные нормативные правовые акты, в том числе и Указ Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" официально опубликованы, размещены на официальных интернет-порталах правовой информации и доступны любому гражданину.
Доводы о том, что Константинова Н.В. не проинформирована о должностных лицах, которые могут составлять протоколы об административном правонарушении по ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются необоснованными, поскольку Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанный перечень входят должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р официально опубликовано в установленном порядке, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.04.2020, и в "Собрании законодательства РФ", 20.04.2020, N 16, ст. 2650, Константинова Н.В. при желании имела возможность с ним ознакомиться.
Из материалов дела следует, что Константинова Н.В. 23 сентября 2021 года в 11 часов 55 минут при посещении МФЦ не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания.
По действующему законодательству на органы власти обязанность обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты органов дыхания не возложена. Конкретный вид средств для защиты органов дыхания определяется лицом самостоятельно, и Константинова Н.В. не была лишена возможности использовать свое личное средство индивидуальной защиты органов дыхания.
Ссылка в жалобе на то, что в результате действий Константиновой Н.В. негативных последствий не наступило, несостоятельна, поскольку невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности посягает на общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Нахождение Константиновой Н.В. в МФЦ без использования средства индивидуальной защиты органов дыхания в условиях режима повышенной готовности создавало угрозу жизни и здоровья как самой Константиновой Н.В., так и окружающих её лиц (посетителей и работников МФЦ). Исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания необходимо всем гражданам.
При таких обстоятельствах, действия Константиновой Н.В. по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.
Существенных нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Процедура привлечения Константиновой Н.В. к административной ответственности соблюдена.
Вопреки доводам жалобы, протокол не имеет существенных недостатков, он составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Константиновой Н.В., отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые сведения, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе место правонарушения, в качестве которого приведен адрес: <адрес>, <адрес> в котором находится МФЦ. Упоминание в протоколе магазина является технической ошибкой, которая, как и указание номера протокола после его регистрации, не влечет отмену принятого по делу решения.
Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Всем собранным доказательствам в постановлении дана надлежащая оценка, оно мотивировано, основано на материалах дела. В невыполнении иных, нежели вменялось по протоколу об административном правонарушении, правил поведения Константинова Н.В. судом виновной не признана.
Наказание назначено в соответствии с законом, с учетом характера правонарушения, данных о личности виновного. Административный штраф определен в минимальном размере.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КОНСТАНТИНОВОЙ Нелли Викторовны оставить без изменения, а жалобу Константиновой Н.В. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский