Судья Захарова Е.А. дело <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть объявлена 31 марта 2022 года.
Мотивированное решение составлено <данные изъяты>.
<данные изъяты>,
<данные изъяты> «31» марта 2022 года
Судья Московского областного суда Белая С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Цыганкова С.С., действующего в интересах ПАО «Россети Московский регион», на постановление <данные изъяты> заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Московский регион»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением <данные изъяты> заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты> юридическое лицо – ПАО «Россети Московский регион» (ОГРН 105774655811) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.
Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> указанное постановление изменено, назначенное юридическому лицу наказание снижено до 125 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, защитник Цыганков С.С., действующий в интересах юридического лица, их обжаловал, просил отменить, производство по делу прекратить, указывая на допущенные по делу нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Московского областного суда защитник Цыганков С.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника Цыганкова С.С., суд второй инстанции не находит оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу актов.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, <данные изъяты> в 10 часов 00 минут при патрулировании лесного фонда по маршруту <данные изъяты>, утвержденному на 2021 год приказом ГКУ МО «Мособллес» от <данные изъяты> №П-34, произведен осмотр лесного участка в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес» вблизи <данные изъяты> городского округа <данные изъяты> (категория защищенности – леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и хозяйственно-бытового водоснабжения), в ходе которого выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. При осмотре установлен факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах. Юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион» допустило нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: выявлено загрязнение лесного участка бытовым мусором, отходами производства и потребления (хворост, древесные отходы, деревянные рамы, пленка, пакеты с мусором, фрагменты мебели), на площади 0,015 га в объеме 10 куб.м, находящихся в охранной зоне линии электропередач ВЛ 35 КВ «Голицыно – Комарово» в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Вина Общества в совершении указанного административного правонарушения как обоснованно и мотивированно указал городской суд, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <данные изъяты>; актом осмотра территории лесного участка от <данные изъяты> 2021 года и фототаблицей к нему, из содержания которого следует, что выявлено загрязнение лесного участка бытовым мусором, отходами производства и потребления (хворост, древесные отходы, деревянные рамы, пленка, пакеты с мусором, фрагменты мебели), на площади 0,015 га в объеме 10 куб.м, находящихся в охранной зоне линии электропередач ВЛ 35 КВ «Голицыно – Комарово» в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес»; чертежом-схемой места нарушения лесного законодательства.
Указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.
Доводы жалобы о том, что в действиях ПАО «Россети Московский регион» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что признаки вмененного административного правонарушения, а именно – загрязнение лесного участка бытовым мусором, отходами производства и потребления (хворост, древесные отходы, деревянные рамы, пленка, пакеты с мусором, фрагменты мебели), на площади 0,015 га в объеме 10 куб.м, были обнаружены в охранной зоне линии электропередач ВЛ 35 КВ «Голицыно – Комарово» в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Хлюпинского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес».
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от <данные изъяты> N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе линии электропередачи.
Согласно подпункту «а» пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 160 (далее - Правила N 160), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В силу пункта 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденным Приказом Минприроды России от <данные изъяты> <данные изъяты> (зарегистрировано в Минюсте России <данные изъяты> N 61129) установлено, что граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают – регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Из указанных норм законодательства об охране окружающей среды следует, что сетевые организации, к числу которых относится и ПАО «Россети Московский регион», при содержании просек для обеспечения функционирования и эксплуатации линейных объектов обязаны проводить регулярные мероприятия по очистке указанных просек, в том числе очистку лесного участка от загрязнения бытовым мусором, отходами производства и потребления.
С учетом вышеизложенного, должностное лицо и городской суд, проверяя дело в порядке ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Московский регион» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия юридического лица квалифицированы правильно.
Решение городского суда и постановление должностного лица основаны на материалах дела и законе, соответствуют требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, оснований для их отмены не имеется.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Административное наказание юридическому лицу, с учетом внесенных изменений, соответствует требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При исследовании вопроса о наличии вины ПАО «Россети Московский регион» в совершении административного правонарушения установлено, что доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, в материалах дела не имеется. Не представлено таких доказательств и в суд второй инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы принятых по делу решений, в связи с чем, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к его отмене. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы заявителя направлены на иную субъективную оценку исследованных в городском суде доказательств, не содержат правовых аргументов, влияющих на выводы суда, и сводятся к переоценке доказательств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению, как необоснованные.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение принятых по делу актов, при производстве по делу не допущено. Оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление <данные изъяты> заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение Истринского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Московский регион» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Л.Белая