Дело № 2–797/2023
64RS0048-01-2023-000961-71
Решение
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре судебного заседания Сакаевой А.С., с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шапошниковой К.А., представителя третьего лица, администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» - Красавиной О.Н. (доверенность от 17.03.2021г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтохозяйство по уборке города» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтохозяйство по уборке города» (далее - МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Свои требования основывает на следующем.
Прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка соблюдения законности в сфере благоустройства территории района. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что проезжая часть на участке дороги по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирный до пересечения с ул. Астраханская имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоины длиной 0,34 м, шириной 0,32 м, глубиной 0,07м; проезжая часть на участке дороги по ул. Слонова от пересечения с ул. Астраханская до пересечения с ул. Ст. Разина имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,51 м, шириной 0,33 м, глубиной 0,07м; проезжая часть по адресу: ул. Пугачева, д. 54/62 имеет разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,75 м, шириной 0,33 м, глубиной 0,07м; проезжая часть на участке дороги по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирный имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,54 м, шириной 0,30 м, глубиной 0,08 м; межрельсовое пространство и прилегающий к рельсам асфальт на вышеуказанных участках дороги в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 имеют дефекты в виде просадок, проломов, выбоин, трещин и иных повреждений, что затрудняет движение транспортных средств.
Выявленные недостатки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и железнодорожного переезда влекут повышение травматизма среди населения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также являются причинами повреждения транспортных средств.
Указав на вышеизложенное, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд возложить обязанность на МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города» осуществить ремонт проезжей части на участках дорог по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирным до пересечения с ул. Астраханской; по ул. Слонова от пересечения с ул. Астраханской до пересечения с ул. Ст. Разина; по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирным; по адресу ул. Пугачева д. 54/62; МУПП «СГЭТ» осуществить ремонт межрельсового пространства на участках дорог по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирным до пересечения с ул. Астраханской; по ул. Слонова от пересечения с ул. Астраханской до пересечения с ул. Ст. Разина; по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирным в течении 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шапошникова К.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по вышеизложенным доводам.
Ответчик МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» Красавина О.Н. возражала против удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, суд, учитывая мнение явившихся участников процесса, полагает возможным на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.12 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
При этом понятие дороги согласно указанному закону включает в себя следующие характеристики - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно п. 3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221) устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Сроки ликвидации повреждений составляют от 5 до 10 суток. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2).
В силу п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, основаны на нормах ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с «Положением об администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов»», администрация района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Фрунзенского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также муниципально-правовыми актами.
В силу п. 2.1.4 Положения об администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов», одной из основных задач администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» является участие в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.02.2022 №175-р «О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету объектов, включенных в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и Сводный реестр объектов муниципальной казны», держателем объектов, отраженных в приложениях №1 и №2 к настоящему распоряжению, в которые в том числе входит указанная улично-дорожная сеть, определена администрация Фрунзенского района МО «Город Саратов» (т. 1 л.д.54-76).
Приказом от 21.02.2022г. главой администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» утверждено муниципальное задание на 2022 год, а также приказом от 09.01.2023г. утверждено муниципальное задание на 2023 год (т. 2 л.д.63).
Согласно абз. 33 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Целью разработки и установления заданий является предоставление услуг (выполнение работ) для выполнения предусмотренных законодательством РФ функций государства, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании данных муниципальных заданий обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе, проведение капитального ремонта, в том числе тротуаров, проездов, а также благоустройство общегородских территорий, обеспечение безопасности дорожного движения возложена на МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города».
В соответствии с разделом №1 муниципального задания на 2022 год и на 2023 год, в комплекс мероприятий, подлежащих выполнению в рамках муниципального задания, входит выполнение работ в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно исполнительной документации на ремонт автомобильных дорог МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города» осуществляет ремонт дорог и обеспечение безопасности дорожного движения во Фрунзенском районе г. Саратова.
В рамках выполнения муниципального задания, с целью оказания услуг и выполнения работ направленных на обеспечение муниципальных нужд, за период с февраля 2022 года по настоящее время МБУ «Спецавтохозяйство по уборке города» были заключены следующие контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог: договор № 27 от 11.04.2022 с ООО «Сервис Строй ЛТД» на проведение ремонта асфальтобетонного покрытия дороги по ул. Советской (от ул. Рахова до ул. Пугачева), ул. Советской (от ул. Рахова до Мирного переулка); муниципальный контракт № 0360600001822000021 от 28.04.2022 с ООО «Энергостройтрад» на проведение ремонта асфальтобетонного покрытия дороги по ул. Вавилова (от ул. Университетской до ул. Рахова), ул. Слонова (от ул. Астраханской до ул. Аткарской), ул. Советской (от ул. Рахова до ул. Пугачева), ул. Советской (от ул. Рахова до Мирного переулка), ул. Вавилова (от Мирного переулка до ул. Рахова), ул. Пугачева (от ул. Большой Казачьей до ул. Советской); договор № 84 от 21.12.2022 с ООО «Вектор» на проведение ремонта асфальтобетонного покрытия дороги по ул. Вавилова (от Мирного переулка до ул. Астраханской), ул. Слонова (от ул. Астраханской до ул. Университетской), ул. Советская (от ул. Астраханской до ул. Рахова); контракт № 0360600001823000001 от 30.01.2023 с ООО «Вектор» на проведение ремонта асфальтобетонного покрытия дороги по ул. Вавилова (от ул. Рахова до ул. Астраханской), ул. Пугачева (от ул. Рабочей до ул. Советской).
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предусматривает, в том числе, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно данному стандарту дефектом является несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 5059717 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В Таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 указаны виды дефектов: отдельные повреждения (просадка, выбоина, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более; повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более.
При этом, в судебном заседании установлено, что на участке дороги, проезжая часть, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирный до пересечения с ул. Астраханская имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоины длиной 0,34 м, шириной 0,32 м, глубиной 0,07м.
На участке дороги, проезжая часть, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, по ул.Слонова от пересечения с ул. Астраханская до пересечения с ул. Ст. Разина имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,51 м, шириной 0,33 м, глубиной 0,07м
На участке дороги, проезжая часть, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 ул. Пугачева, д. 54/62 имеет разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,75 м, шириной 0,33 м, глубиной 0,07м.
На участке дороги, проезжая часть, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 ул. по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирный имеет многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия - выбоина длиной 0,54 м, шириной 0,30 м, глубиной 0,08 м.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что дорожное покрытие на вышеуказанных участках дороги в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 имеют дефекты в виде просадок, проломов, выбоин, трещин и иных повреждений, что затрудняет движение транспортных средств и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Выявленные нарушения подтверждаются актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 24.03.2023года, и не оспорены сторонами. Каких либо мер направленных на выявление таких нарушений и их устранение, МБУ принято не было.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Несоответствие участков автомобильных дорог установленным требованиям нарушает права и законные интересы граждан, выявленные недостатки эксплуатационного состояния дорожного покрытия влекут повышение травматизма среди населения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также являются причинами повреждения транспортных средств.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 3, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 3, 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что проезжая часть на участках дорог по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирным до пересечения с ул. Астраханской; по ул. Слонова от пересечения с ул. Астраханской до пересечения с ул. Ст. Разина; по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирным; по адресу ул. Пугачева д. 54/62, не соответствует установленным законом требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтохозяйство по уборке города» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтохозяйство по уборке города» осуществить ремонт проезжей части на участках дорог по ул. Вавилова от пересечения с пер. Мирным до пересечения с ул. Астраханской; по ул. Слонова от пересечения с ул. Астраханской до пересечения с ул. Ст. Разина; по ул. Советская от пересечения с ул. Пугачева до пересечения с пер. Мирным; по адресу ул. Пугачева д. 54/62 в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 17 июля 2023 года.
Судья З.А. Левина