ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при участии помощника прокурора Промышленного района г.Самара Облиной Е.О.,
при секретаре Серебряковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1853/19 по иску Прокурора Промышленного района г.о. Самара в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Алекс» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
установил:
Прокурор Промышленного района г.Самара обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Алекс» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
В обоснование иска указал, что в соответствии с Уставом, утвержденным Решением единственного участника № от 05.08.2004г., ООО «Алекс» является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ООО «Алекс» не исполняет обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Бездействие ответчика создает условия для проявления коррупции, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, правовые основы федерального антикоррупционного законодательства.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «Алекс» разработать и принять меры по предупреждению коррупции со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Облина Е.О. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Алекс» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен судом надлежащим образом, причины неизвестны.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства, о чем судом вынесено определение.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
Согласно ч. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Статьей 1 ФЗ № 273 – ФЗ определено, что коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно п.2 ст. 1 ФЗ № 273 – ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно данной норме Закона, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом, утвержденным Решением единственного участника № 1 от 05.08.2004г., ООО «Алекс» является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, что также подтверждается решением № 5 единственного участника ООО «Алекс» от 02.11.2009г.
В ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения ООО «Алекс» обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
Для устранения нарушений закона, прокуратурой Промышленного района г.Самара, руководителю ООО «Алекс» 25.02.2019г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, с требованиями устранить нарушения закона и принять исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствующих допущенным нарушениям.
Согласно ответу от 27.02.2018г. ООО «Алекс», направленному в адрес прокурора Промышленного района г. Самара, ООО «Алекс» является коммерческой организацией. Сотрудники ООО «Алекс» не являются государственными служащими. Факты коррупционных проявлений в ООО «Алекс» отсутствуют и не выявлялись, в связи с чем отсутствуют основания для разработки мер по противодействию коррупции.
Анализируя положения Федерального закона "О противодействии коррупции", суд приходит к выводу о том, что обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации, в структуру которой входят, в том числе, прокуратуры субъектов Российской Федерации, городов и районов, призвана осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Разделение прокуратуры на территориальные подразделения обеспечивает эффективность осуществления правоохранительным органом своих полномочий. Действующими нормативными правовыми актами не ограничиваются права прокурора по проверке соблюдения законодательства по территориальному принципу.
При таких обстоятельствах, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленного района г.о. Самара в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации - удовлетворить.
Обязать ООО «Алекс» разработать и принять меры по предупреждению коррупции со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 27.05.2019г.
Председательствующий Е.В. Бобылева