Дело № 5-571/2023
УИД 74RS0017-01-2023-005056-43
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Златоуст 30 октября 2023 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Карандашова А.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Головащенко А.В.,
рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении Головащенко А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
в Златоустовский городской суд Челябинской области поступил протокол №, согласно которому 18 июля 2023 года в 17:00 Головащенко А.В., являясь председателем ГСПК «Пламя» (ИНН 7404065623), юридический адрес: <адрес>, при осуществлении своих должностных обязанностей не выполнил обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, что является нарушением ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Головащенко А.В. в судебном заседании пояснил, что с протоколом не согласен, мусора на территории ГСПК нет, участковый на осмотр территории не приходил, вызвал его в кабинет и составил протокол. Члены ГСПК не являются собственниками земли. Собственником является РЖД.
Исследовав представленные материалы дела, заслушав Головащенко А.В., прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст. 24.1, 26.2 КоАП РФ).
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со ст. 24.6, ч. 4 ст. 24.7 того же Федерального закона от № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается только региональным оператором. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В исполнение п. 5 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила обращения с ТКО), договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 15 тех же Правил, потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Карабашского кластера Челябинской области от 5 февраля 2018 года, заключенного с Министерством экологии Челябинской области, деятельность регионального оператора по обращению с ТКО осуществляет ООО «Центр коммунального сервиса».
Из материалов дела следует, что ГСПК «Пламя» зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно сведениям о руководителе юридического лица в качестве председателя правления указан Головащенко А.В.
В подтверждение виновности Головащенко А.В. в материалы дела представлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены обстоятельства правонарушения, в объяснении к протоколу Головащенко А.В. указал: «с протоколом не согласен, об обязанности заключения договора не знал» (л.д. 1);
- объяснение Головащенко А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, который после разъяснения положений ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, пояснил о том, что является председателем правления ГСПК «Пламя». В ГСПК 75 гаражей, при этом часть гаражей расположена на территории, принадлежащей ОАО «РЖД», в связи с чем невозможно оформить право собственности на данные гаражи, из-за этого взносы платят недобросовестно. По этой причине договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО им не заключался. Кроме того, об обязанности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО ему стало известно от сотрудника полиции (л.д. 2);
- сведения из ЕГРЮЛ (д.д. 4-6);
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 7);
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 8);
- рапорт УУП ОУУП и ПДН ОП «Горный» ОМВД России по ЗГО Челябинской области об обнаружении признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в действиях должностного лица председателя правления ГСПК «Пламя» Головащенко А.В. (л.д. 10);
- сведения ООО «ЦКС» от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что между ООО ЦКС и Головащенко А.В. договор на вывоз твердых коммунальных отходов по состоянию на 28 июля 2023 г. не заключался (л.д. 14).
Отсутствие заключенного между председателем ГСПК «Пламя» Головащенко А.В. и региональным оператором договора на вывоз ТКО установлено.
Однако факт размещения отходов в кооперативе ничем не подтвержден. Доказательств, указывающих на то, что в ГСПК ведется жизнедеятельность, связанная с образованием отходов, в деле не имеется, фотоматериалов, протоколов осмотров, актов осмотров и т.д. в материалы дела не представлено. Должностным лицом, составившим протокол, не зафиксировано наличие несортированного мусора, смета с территории гаражей, наличия отработанных люминесцентных ламп, автомобильных покрышек и прочего, которые бы накапливались в ГСПК, и которые следовало бы передавать в специализированные организации, в соответствии с договорами на вывоз, переработку отходов, вывозить как твердые отходы.
Равным образом не представлено сведений о том, что отходы, если таковые и имеются на самой территории ГСК, возникают именно от участников кооператива, а не иных лиц. Не указано на то имеется ли в кооператив свободный доступ для посторонних лиц.
Таким образом, факт того, что члены гаражного специализированного потребительского кооператива по состоянию на 18 июля 2023 года осуществляли деятельность, связанную с образованием либо складированием ТКО, не доказан, тогда как обязанность по заключению договора с региональным оператором на вывоз ТКО лежит на лицах, в результате деятельности которых они образуются (ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах производство по делу в отношении Головащенко А.В. по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.1-30.3 ░░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.