Копия
№ 2-7169/2019
56RS0018-01-2019-008592-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Даниловой С.М.,
при секретаре Хайранбаевой М.А.,
с участием представителя истца Махиня А.С.,
представителя ответчика Саликовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скоковой Л. Д. к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о предоставлении жилого помещения взамен аварийного во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Скокова Л.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г.Оренбурга о предоставлении жилого помещения, указав, что она является собственником двухкомнатной квартиры N, расположенной в жилом доме по адресу: ....
... указанный жилой дом межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО «город Оренбург» признан аварийным и подлежащим реконструкции.
На обращение истца от ... о возможной реконструкции или переселении жильцов дома, получен ответ о том, что жилой дом расположенный по адресу: ..., литер АА1 признан аварийным и подлежит реконструкции после .... Однако, на периоды с 2019-2025 гг. данный дом не включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «город Оренбург».
Просила суд обязать администрацию г. Оренбурга предоставить Скоковой Л.Д. в собственность во внеочередном порядке другое благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, соответствующее всем нормам и требованиям, общей площадью не менее 29,6 кв.м. в пределах черты г.Оренбурга.
Истец Скокова Л.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика УЖКХ администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца Махиня А.С., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Оренбурга Саликова В.В., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что Скокова Л.Д. является собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры N по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N от ....
На основании заключения межведомственной комиссии от ... N об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: ..., литер АА1, аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.03.2019 года № 186-пп утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области на 2019-2025 годы», в которую вошли 20 многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 01.01.2012 года по 01.01.2017 год.
Постановлением Администрации г. Оренбурга от 01.04.2019 года № 787-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2019-2025 годы», в которую вошли 20 многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 01.01.2012 года по 01.01.2017 годы.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу ..., в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2019-2025 годы» не вошел.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что Скокова Л.Д. на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Оренбурга не состоит.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Истец Скокова Л.Д. проживает не в социальном жилье, а в жилье, принадлежащем ей на праве собственности, несет наравне с другими собственниками ответственность за состояние жилья и бремя его содержания.
Из разъяснений, содержащихся в подп "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд не вправе обязать ответчика обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных положений закона, а также учитывая, что соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между истцом и администрацией г. Оренбурга не имеется, решение органа местного самоуправления об изъятии в установленном законом порядке земельного участка под жилым домом истца также отсутствует, Скокова Л.Д. на учете нуждающихся в получении жилых помещений не состоит, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований Скоковой Л.Д. о предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного во внеочередном порядке не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Скоковой Л. Д. к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о предоставлении жилого помещения взамен аварийного во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Данилова С.М.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 декабря 2019 года.
Судья: подпись Данилова С.М.
Копия верна
Судья:
Секретарь:
Оригинал подшит в деле № 2-7169/2019, находящемся в производстве Ленинского районного суда г. Оренбурга