Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Кизилюрт 02 августа 2019 года
Кизилюртовский городской суд в составе:
председательствующего судьи Дарбишухумаева З.А.,
при секретаре Беджановой М.З.,
с участием: представителя истца ООО «Газпром трансгаз Махачкала»- Болачева Б.М., действующего на основании доверенности №37-д от 09.01.2018 г., ответчика – Османова Т.М., представителя третьего лица Администрации МО «город Кизилюрт» - Меджидова Ш.О., действующего на основании доверенности 01-15/46 от 23.05.2019 г., помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Ивановой В.В., представителя органа опеки и попечительства при администрации МО «город Кизилюрт» - Дааевой С.Ю., действующей на основании доверенности 01-15/1 от 09.01.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Махачкала» к Османову Тайгибу Магомедовичу об обязании осуществить снос объекта незаконного строительства - домостроения с придворными пристройками, расположенных в зоне минимального расстоянии от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», обязании освободить объект незаконного строительства путем выселения Османова Т.М. со всеми проживающими в нем членами семьи путем выселения, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец - ООО «Газпром трансгаз Махачкала» обратился в суд с иском и дополнением к исковому заявлению к Османову Тайгибу Магомедовичу, в которых просит обязать Османова Т.М.. осуществить снос объекта незаконного строительства - домостроения с придворными постройками, расположенных в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед»; обязать Османова Т.М. со всеми проживающими в спорном домовладении членами семьи освободить объект незаконного строительства – жилой дом с хозяйственными постройками по адресу : <адрес> путем выселения, взыскать с ответчика в пользу ООО «Газпром трансгаз Махачкала» расходы по уплате госпошлины в размере 6000 рублей, по тем основаниям, что ООО «ГазпромтрансгазМахачкала» осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода открытого акционерного общества «Газпром» на территории Республики Дагестан. Ответчик указанное строение возвел на расстоянии менее 300 метров от оси магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», когда возведение жилых домов разрешается не ближе 300 метров от оси газопровода.
Представитель истца - Болачев Б.М. в ходе судебного заседания, уточнил заявленные исковые требования и просил : Обязать Османова Тайгиба Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществить снос объекта строительства - жилого домостроения, пристройки к домостроению, надворной постройки № расположенных в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», возведенные по адресу: <адрес>; Обязать Османова Тайгиба Магомедовича со всеми, проживающими членами семьи : Магомедовой Патимат Магомедовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Абдулаевой Патимат Магомаевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Османовым Абдурахманом Тайгибовичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Османовой Наидой Тайгибовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., освободить объект незаконного строительства - жилое домостроение, пристройку к домостроению, надворную постройку №, расположенных в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», возведенные по адресу: <адрес> Взыскать с Османова Тайгиба Магомедовича в пользу ООО «Газпром трансгаз Махачкала» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей и расходы по оплате проведения экспертизы в размере 23000 (двадцать три тысячи) рублей, всего взыскать в счет возмещения судебных расходов 29000 (двадцать девять тысяч) рублей. Уточненные исковые требования подтвердил и просил суд их удовлетворить в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Османов Т.М. исковые требования истца не признал обоснованными и просил суд в их удовлетворении отказать, т.к. жилой дом возведен на земельном участке, который был предоставлен ему, как члену садоводческого товарищества. До начала строительства дома и в период строительства дома, никто не говорил, что нельзя строить дом на этом участке. Если дом снесут то ему с семьей жить негде, другого жилья у них нет.
Представитель третьего лица администрации МО «Город Кизилюрт» - Меджидов Ш.О., суду показал, что он не возражает против удовлетворения исковых требований истца, по изложенным в иске основаниям. Администрация МО «Город Кизилюрт» для ответчика разрешения на строительство дома не давала и земельный участок под строительство дома не предоставляла.
Прокурор Иванова В.В. дала свое заключение по данному делуи считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, т.к. жилой дом ответчиками возведен на расстоянии ближе 300 метров от оси магистрального газопровода, что создает опасность жизни и здоровью проживающим там лицам. С учетом изложенного, дом ответчика подлежит сносу, а ответчики со всеми, проживающими с ними членами семьи подлежит выселению.
Представитель органа опеки и попечительства при администрации МО «город Кизилюрт» - Дааева С.Ю., в своем заключении показала, что она прежде всего за интересы несовершеннолетних детей. С одной стороны, дети могут остаться без жилья, а с другой, их пребывание в указанном жилом строении, создает угрозу их жизни и здоровью. В связи с чем, она считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, но ответчикам должны предоставить другое жилье для проживания.
Представитель третьего лица Кавказского управления Ростехнадзора, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился и не сообщил о причинах его неявки.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РД в своем письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, оставив решение по заявленным требованиям на усмотрение суда.
На основании части 3 статьи167 ГПК РФсуд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:
Судом установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что по землям города Кизилюрта проходит магистральный газопровод «Моздок-Казимагомед» с рабочим давлением 55 атмосфер, диаметром трубы 1200 мм, относящийся в соответствии с пунктами 1 и 2 таблицы 4 СП 36.13330.2012 «Свод Правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» к газопроводу 1 класса. Согласно данному СНиП зона минимально допустимого расстояния от данного газопровода до зданий и сооружений составляет 300 метров. Данный газопровод введен в эксплуатацию в 1982 году.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», данный газопровод относится к категории опасных производственных объектов, что подтверждается и свидетельством, выданным 25.07.2018 о регистрации его в качестве такового № А32-00352. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 3 указанного Закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ст. 11 названного Закона, Правительство Российской Федерации, Постановлением от 10.03.1999 № 263, утвердило Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и нормативных правовых актах, а также нормативных технических документах, принятых в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объекты систем газоснабжения относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 3 указанного Закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
Согласно пункта 7.16 СП 36.13330.2012 «Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», расстояния от магистральных газопроводов и газопроводов отводов до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий, и сооружений следует принимать в зависимости от класса, диаметра, категории газопровода и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4;
Согласно статьям 12,304,305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иной титульный владелец может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статье 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса» от 21.07.2011 № 256-ФЗ, посвященной вопросу обеспечения безопасности объектов ТЭК, говорится: «Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса...».В пункте 13 статьи 2 указанного Закона дано понятие субъекта ТЭК: «Субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса». То есть, по смыслу данного пункта Общество тоже является субъектом топливно-энергетического комплекса, как владеющее объектом ТЭК на праве аренды.
Согласно Приложению №1 к Федеральному Закону от 21.07.1997 №116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод относится к категории опасных производственных объектов. Федеральные законы, касающиеся газовой отрасли и промышленной безопасности изданы, в том числе, и в целях защиты здоровья и имущественных интересов граждан Российской Федерации, и обязывают обслуживающие газопроводы организации, либо их собственников, на стадии эксплуатации осуществлять комплекс мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф, постоянно осуществлять прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф (ст.ст. 31,32 ФЗ «Огазоснабжении в РФ»). В связи с этим были также приняты Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 27.12.2005 года право собственности на магистральный газопровод «Моздок-Казимагомед», протяженностью 297 км., проходящий по районам и городам Республики Дагестан, зарегистрировано за ПАО «Газпром».
Согласно договора аренды от 30 ноября 2018 года между ОАО «Газпром» (арендодатель) и ООО «ГазпромтрансгазМахачкала» (арендатор) арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование принадлежащие ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т.д.) согласно перечням имущества(приложения №1 и №2) к договору для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом, а арендатор – принимает и выплачивает плату за пользование имуществом в размере, определенном в приложении №3 к договору.
Согласно ст.ст. 12,304 и 305 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно- энергетического комплекса» № 256 ФЗ от 21.07.2011 года, истец имеет право требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из свидетельства членской книжки садовода, усматривается, что земельный садовый участок, был выделенОсманову Т.М.
Однако, каких-либо надлежащих документов свидетельствующих о выделении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, о разрешении строительства на нем жилого дома, ответчиком в суд не представлено.Кроме того, из представленных документов, усматривается, что земельный участок был выделен для садоводства и не предназначен для строительства на нем жилого помещения.
При обращении с иском в суд, в исковом заявлении истцом указано, что ответчиком домостроение возведено на расстоянии менее 300 метров от оси магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед».
Согласно заключения эксперта 94-Э-19 от 24 июня 2019 года, проведенного экспертом ООО «Фирма «АСКОМ»», установлено, что расстояние от оси магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед» до объекта строительства, принадлежащего ответчику, составляет: до жилого домостроения - 287 метра, до пристройки к домостроению – 282 метра, до надворной постройки №1 – 300 метра, до надворной постройки №2 – 293 метра. При строительстве объектов, принадлежащих ответчику, а именно :жилого домостроения, пристройки к домостроению, надворной постройки №2, расположенных по адресу: <адрес> требования СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* нарушены.
Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Установлено, что часть жилой постройки (жилого домостроения, пристройки к домостроению, надворной постройки №2), возведены на расстоянии ближе, чем 300 метров от оси магистрального газопровода, без соответствующего разрешения на строительство, что является нарушением закона. Строения расположенные, согласно заключению экспертизы, на расстоянии менее 300 метров, подлежат сносу, как незаконное строительство.
Для исполнения решения осноседомостроения необходимо удовлетворить требование истца овыселении ответчика и членов его семьи, с части жилого строения расположенного на расстоянии менее 300 метров от газопровода. В данном случае, первостепенным является наличие реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне минимально допустимых расстояний, что не может быть проигнорировано судом.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В подтверждение своих исковых требований, представителем истца суду представлены платежное поручение №5385 от 21.12.2018 года, подтверждающее факт оплаты государственной пошлины истцом при обращении с иском в суд в размере 6000 рублей, а также платежное поручение № 2772 от 10.07.2019 года, подтверждающее факт оплаты 23000 рублей за проведение экспертизы по делу. Поскольку исковые требованияудовлетворены, то требования представителя истца о возмещении судебных расходов, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Махачкала» удовлетворить.
Обязать Османова Тайгиба Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., осуществить снос объекта строительства - жилого домостроения, пристройки к домостроению, надворной постройки №, расположенных в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», возведенные по адресу: <адрес>;
Обязать Османова Тайгиба Магомедовича со всеми, проживающими членами семьи : Магомедовой Патимат Магомедовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Абдулаевой Патимат Магомаевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Османовым Абдурахманом Тайгибовичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Османовой Наидой Тайгибовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., освободить объект незаконного строительства - жилое домостроение, пристройку к домостроению, надворную постройку №, расположенных в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», возведенные по адресу: <адрес>
Взыскать с Османова Тайгиба Магомедовича в пользу ООО «Газпром трансгаз Махачкала» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей и расходы по оплате проведения экспертизы в размере 23000 (двадцать три тысячи) рублей, всего взыскать в счет возмещения судебных расходов 29000 (двадцать девять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: