Дело № 2-131/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2019 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбовой Людмилы Анатольевны к администрации муниципального образования «Сийское», администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л :
Горбова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Сийское», администрации МО «Пинежский район» о признании права собственности в силу приобретательной давности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, обосновав свое требование тем, что она проживает и зарегистрирована в квартире, которую приобрела в феврале ДД.ММ.ГГГГ года. Все договоры с ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>, ЖКХ, налоговой были заключены с ней. Указанной квартирой она добровольно, открыто и непрерывно владела как своим собственным имуществом. Иных лиц, оспаривающих ее право, не имеется. В связи с чем просит признать за ней право собственности на указанную квартиру и выдать свидетельство о регистрации права собственности, поскольку она не имеет возможности реализовать свои права на получение различных льгот в отношении квартиры. Просила рассмотреть дело без своего участия.
В судебное заседание истец и представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Пинежский район» направил в суд отзыв, в котором указал, что спорная квартира не является муниципальной собственностью «Пинежский район», в реестре муниципального имущества не значится, поскольку карточки регистрации граждан по месту жительства администрации МО «Пинежский район» не передавались, сведения о зарегистрированных в квартире гражданах отсутствуют. Не возражает против удовлетворения иска и просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Сийское» направила в суд отзыв, в котором указала, что квартира в реестре муниципального имущества не значится, сведениями о вселении истца не располагают. Суду предоставила справку о зарегистрированных и проживающих гражданах по адресу спорной квартиры, договор передачи в собственность и просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года, определено, что лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств ответчиков о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, не предоставление истцом сведений о причинах неявки, в соответствии с ч.ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие истца и представителей ответчиков.
Исследовав и дав оценку совокупности предоставленных доказательств, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту собственности, её охрану законом (статьи 8 и 35, части 1 и 2). Право собственности, как следует из статей 1,2,15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, наряду с другими важнейшими правами, гарантируется в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и реализуется на основе принципов неприкосновенности собственности и её всемерной защиты.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу ст. 11 Федерального закона РФ от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действие ст. 234 ГК РФ распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу 1 пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Как следует из ч. 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные этим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По данному делу требования предъявлены истцом, утверждавшим, что спорную квартиру она приобрела путем купли-продажи в феврале ДД.ММ.ГГГГ года, которой владела добровольно, открыто и непрерывно как своим собственным имуществом.
Судом неоднократно было предложено истцу предоставить доказательства обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований, в том числе обстоятельств приобретения ею квартиры в феврале ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Горбова Л.А. зарегистрирована и проживает по месту жительства на территории МО «<адрес>» по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ и внук ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента рождения, фактически проживает по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 35).
Как следует из выписки из ЕГРН сведений о правообладателе квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадь № не имеется.
Из копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче квартиры в собственность, который зарегистрирован в <адрес> сельсовете ДД.ММ.ГГГГ за №, видно, что <данные изъяты> леспромхоз в порядке приватизации передал в частную собственность ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нанимателем жилого помещения является ФИО2, кроме нее в квартире проживает сын - ФИО3, который участия в приватизации не принимает (л.д. 36).
В силу ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (ст.14 Закона №218-ФЗ).
На основании части 5 статьи 72 Закона № 218-ФЗ данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; Закон № 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ ( в ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» действие которой утратило силу с 01.01.2017, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для признания права собственности на квартиру в силу приобретательной давности именно на истце лежит обязанность доказать факты давностного, добросовестного и открытого владение квартирой.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Договором в силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Между тем каких-либо фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что собственник квартиры ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году или последующем совершала действия, направленные на оформление отчуждения своего права собственности на принадлежащее ей жилье в пользу истца, текст искового заявления не содержит. Несмотря на неоднократное предложение суда о предоставлении письменных, иных доказательств, подтверждающих основания вселения в спорную квартиру, либо свидетельствующих о заключении сделки между ФИО2 и истцом по продаже квартиры в ДД.ММ.ГГГГ году, истцом не представлено и дополнительных пояснений суду не дано.
При установленных обстоятельствах, сведения о проживании и регистрации истца и членов ее семьи в спорной квартире, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, наличие договорных отношений для оказания жилищно-коммунальных услуг (договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный истцом с МУП «<данные изъяты> ЖКХ», договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ОАО «<данные изъяты>» договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание коммунальных услуг, заключенный с ООО «<данные изъяты>»), оплата коммунальных платежей, суд считает недостаточными для вывода о состоявшейся между ФИО2 и истцом сделке купли-продажи.
Поскольку давностное, добросовестное, открытое владение истцом не доказано, при этом в материалах дела имеются сведения о наличие собственника, право собственности которого на спорную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, суд приходит к выводу, что исковые требования истца по настоящему делу о признании за ней права собственности на квартиру в силу приобретательной давности удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления Горбовой Людмилы Анатольевны к администрации муниципального образования «Сийское», администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 29 мая 2019 года.
Судья С.А. Галкин