Дело № 2-191/2022
УИД № 45RS0002-01-2022-000082-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское 4 мая 2022 г.
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,
при секретаре Болесте Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мясоедовой Натальи Сергеевны, Мясоедова Николая Михайловича к администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области о прекращении права собственности на квартиру, признании права общей долевой собственности на жилой дом, возложении обязанности снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Мясоедова Н.С. и Мясоедов Н.М. обратились в Белозерский районный суд Курганской области с иском к администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области, Управлению Росреестра по Курганской области о прекращении права собственности на квартиру, признании права общей долевой собственности на жилой дом, возложении обязанности снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета. В обоснование иска указано, что 28 августа 2007 г. Мясоедов Н.М. по договору купли-продажи приобрел в собственность квартиру № 2 с кадастровым номером № площадью 38,7 кв.м. в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположена вышеуказанная квартира, принадлежит Мясоедову Н.М. на праве собственности на основании решения Белозерского районного суда Курганской области от 12 ноября 2013 г. В квартире № 1 с кадастровым номером № площадью 39,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ранее проживала Гуляева Н.А., а затем Петряков Е.А. Право собственности на квартиру указанными гражданами в установленном законом порядке зарегистрировано не было. 7 декабря 2004 г. квартира № 1 сгорела, а земельный участок, на котором она была расположена, в настоящее время принадлежит Мясоедову Н.М. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 28 августа 2007 г. В целях улучшения жилищных условий истцы своими силами и за счет совместных собственных средств, нажитых в период брака, используя оставшуюся после пожара квартиру № 2 как основу, возвели на указанных земельных участках по адресу: <адрес>, одноквартирный жилой дом, т.е. пристроили к квартире № 2 дополнительные помещения, общей площадью 83,3 кв.м., на месте двухквартирного жилого дома с кадастровым № общей площадью 78,0 кв.м. Возведенным жилым домом истцы открыто, добросовестно и непрерывно владеют, пользуются и распоряжаются как своим собственным с декабря 2013 года. В настоящее время для признания права собственности на построенный истцами жилой дом необходимы документы, на основании которых произошла реконструкция дома. В связи с отсутствием вышеуказанных документов, реконструкция в виде возведения индивидуального жилого дома на остатках двухквартирного дома считается самовольной постройкой. Из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пригодно для проживания.
Просят: прекратить право собственности Мясоедова Н.М. на квартиру № 2 общей площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером № расположенную по адресу: <адрес>;
признать за Мясоедовой Н.С. и Мясоедовым Н.М. право общей долевой собственности по 1/2 доле каждому в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>;
обязать Управление Росреестра по Курганской области снять с государственного кадастрового учета двухквартирный жилой дом с кадастровым номером №, а также квартиру № 1 с кадастровым номером № и квартиру № 2 с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истцы Мясоедова Н.С. и Мясоедов Н.М., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просили об удовлетворении заявленных требований. При этом просили исключить из числа ответчиков Управление Росреестра по Курганской области, указав, что на предъявленных к данному ответчику требованиях не настаивают.
В связи с чем в судебном заседании процессуальный статус ответчика Управления Росреестра по Курганской области изменен с привлечением их к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель ответчика администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном заявлении глава сельсовета Козлов П.П. просил о рассмотрении дела без их участия, оставив принятие решения по заявленным требованиям на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо Гуляева Н.А. в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не высказала, при этом пояснила, что ранее ее семья проживала в квартире № 1 по адресу: <адрес>. После того как данная квартира сгорела, расположенный под ней земельный участок был продан Петряковым без квартиры ввиду ее полного уничтожения в результате пожара.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Петряков Е.А., Петрякова З.С., Гуляев А.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая мнение участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2012 г. в государственный кадастр недвижимости внесено здание (жилой дом), 1949 года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером № площадью 78,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположены помещения с кадастровыми номерами № (квартира № 1) и № (квартира № 2), что подтверждается копией кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
28 августа 2007 г. Мясоедов Н.М. по договору купли-продажи приобрел у Петрякова Е.А. в собственность квартиру № 2 площадью 38,7 кв.м. в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, право собственности на которую было зарегистрировано за ним 2 октября 2007 г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 2 октября 2007 г. и выпиской из ЕГРН от 17 марта 2022 г.
Земельный участок площадью 1144 кв.м. с кадастровым номером 45:02:040107:137, на котором расположена вышеуказанная квартира, приобретенный Мясоедовым Н.М. по договору купли-продажи от 28 августа 2007 г., принадлежит ему на праве собственности на основании решения Белозерского районного суда Курганской области от 12 ноября 2013 г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 29 апреля 2016 г., а также выпиской из ЕГРН от 17 марта 2022 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 14 января 2022 г. сведения о зарегистрированных правах на квартиру № 1, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 39,3 кв.м., отсутствуют.
Из ответа ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 29 апреля 2022 г. следует, что по данным архивов правоустанавливающие документы на квартиру № 1, расположенную по адресу: <адрес>, не предъявлялись, собственники (владельцы) не значатся (не учтены).
По данным похозяйственных книг администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области за период с 1997 по 2006 годы в квартире № 1, расположенной по адресу: <адрес>, проживала семья Гуляевой Н.А.
Согласно ответу начальника ОНД и ПР по Белозерскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Курганской области от 13 апреля 2022 г. на запрос суда по факту пожара, произошедшего 7 декабря 2004 г. по адресу: <адрес>, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что также подтверждается справкой от 20 января 2022 г.
Земельный участок площадью 852 кв.м. с кадастровым номером №, на котором расположена вышеуказанная квартира № 1, приобретенный Мясоедовым Н.М. по договору купли-продажи от 28 августа 2007 г. у Петрякова Е.А. и Петряковой З.С., принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 2 октября 2007 г., а также выпиской из ЕГРН от 17 марта 2022 г., согласно которой собственниками земельного участка до Мясоедова Н.М. являлись Гуляева Н.А. (с 19 июня 2006 г.), Петряков Е.А. и Петрякова З.С. (с 10 июля 2006 г.).
10 июня 2009 г. между Мясоедовым Н.М. и Мясоедовой Н.С. заключен брак, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака серии I-БС № 601249 от 10 июня 2009 г.
В силу ч. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью (ч. 1 ст. 36 СК РФ).
В соответствии со ст. 37 СК РФ имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие), что также предусмотрено п. 2 ст. 256 ГК РФ.
В судебном заседании установлено и следует из пояснений сторон, что в 2013 году в период брака истцы, в целях улучшения жилищных условий, за счет совместных собственных средств, нажитых в период брака, используя оставшуюся после пожара квартиру № 2 принадлежащую Мясоедову Н.М. как основу, возвели на принадлежащих истцу Мясоедову Н.М. земельных участках № 1 и № 2, жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 83,3 кв.м. на месте двухквартирного жилого дома с кадастровым номером № общей площадью 78,0 кв.м., тем самым произвели самовольную реконструкцию принадлежащей Мясоедову Н.М. на праве собственности квартиры, без получения необходимых разрешений.
Соответственно, реконструированный истцами жилой дом в силу ст. 37 СК РФ является совместной собственностью супругов Мясоедовых Н.М. и Н.С., что ими в судебном заседании не оспаривалось.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из уведомления государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № КУВИ-001/2022-36992349 от 17 марта 2022 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Таким образом, самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем по смыслу ст. 222 ГК РФ право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, может быть признано, в случае если за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании находится земельный участок, где осуществлена постройка; жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснений, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г., при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из справки ООО «Геос» от 14 июня 2017 г. № 58 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 83,3 кв.м.
Из акта обследования и заключения межведомственной комиссии администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области от 25 января 2022 г. следует, что одноквартирный четырехкомнатный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью (после проведения реконструкции – объединения двух квартир) 83,3 кв.м. согласно п. 47 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Признание права собственности на реконструированный жилой дом влечет прекращение права собственности Мясоедова М.Н. на квартиру № 2 общей площадью 38,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а также исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений об объектах недвижимости двухквартирном жилом доме с кадастровым номером №, квартире № 1 с кадастровым номером № и квартире № 2 с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мясоедовой Натальи Сергеевны, Мясоедова Николая Михайловича к администрации Белозерского сельсовета Белозерского района Курганской области о прекращении права собственности на квартиру, признании права общей долевой собственности на жилой дом, возложении обязанности снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 83,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за Мясоедовой Натальей Сергеевной и Мясоедовым Николаем Михайловичем по ? доле за каждым.
Прекратить право собственности Мясоедова Николая Михайловича на квартиру № 2 общей площадью 38,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объектах недвижимости двухквартирном жилом доме с кадастровым номером №, квартире № 1 с кадастровым номером № и квартире № 2 с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.
Судья О.А. Воронежская
(Мотивированное решение суда составлено 13 мая 2022 г.)