Дело № 2-69/2024 УИД № 58RS0023-01-2024-000100-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Наровчат 26 июля 2024 г.
Наровчатский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Черновой О.Ю.
при секретаре судебного заседания Сумбуловой Т.Н.,
с участием помощника прокурора Наровчатского района Пензенской области Халитовой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Наровчатского районного суда Пензенской области
гражданское дело по иску прокурора Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 2 «Солнышко» с.Наровчат о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед лестницей в здание детского сада,
У с т а н о в и л:
Прокурор Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 2 «Солнышко» с.Наровчат (далее - детский сал «Солнышко» с.Наровчат) о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед входом в здание детского сада, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Наровчатского района Пензенской области проверки соблюдения ответчиком требований законодательства об образовании и о социальной защите прав инвалидов было выявлено нарушение требований статей 2, 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункта 5.1.10 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, выразившееся в отсутствии перед лестницей при входе в здание детского сада «Солнышко» с.Наровчат информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности, а именно тактильно-контрастных наземных указателей. Выявленные нарушения вышеуказанного законодательства являются грубыми, влекущими нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, к услугам в сфере образования. Просит суд обязать детский сал «Солнышко» с.Наровчат в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить перед лестницей при входе в здание детского сада, расположенного по адресу: Пензенская область, Наровчатский район, с.Наровчат, ул. Ленина, д.2а, тактильно-контрастные наземные указатели.
В судебном заседании помощник прокурора Наровчатского района Пензенской области Халитова Г.Р. требования прокурора Наровчатского района Пензенской области о возложении на детский сад «Солнышко» с.Наровчат обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разместить перед лестницей при входе в здание детского сада тактильно-контрастные наземные указатели поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. В суде уточнила, что размещение тактильно-контрастных наземных указателей должно соответствовать требованиям ГОСТа.
Представитель ответчика - детского сада «Солнышко» с.Наровчат, представитель третьего лица – администрации Наровчатского района Пензенской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в своих заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
В своем отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – и.о. главы администрации Наровчатского района Пензенской области ФИО3 требования прокурора признал, просил установить срок для выполнения необходимых работ по размещению перед лестницей при входе в здание детского сада «Солнышко» с.Наровчат тактильно-контрастных наземных указателей в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Заслушав помощника прокурора Халитову Г.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу пунктов 1 и 5 части 1 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктами «а», «е» пункта 3 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (пункт 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно пункту 5.1.10 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Таким образом, вышеуказанными нормативными предписаниями установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие перед лестницей при входе в объект образовательного учреждения наружных тактильных устройств в соответствии с пунктами 4.2.2 ГОСТ Р 52875.
Обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что детский сад «Солнышко» с.Наровчат является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учредителем учреждения является Отдел образования администрации Наровчатского района Пензенской области. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ему учредителем и закрепленным за ним на праве оперативного управления, закрепляются здания, сооружения, имущество, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, в пределах установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в соответствии со своими уставными целями. А значит, обязанность по обеспечению доступности здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на детский сад «Солнышко» с.Наровчат.
Из акта проверки, проведенной прокуратурой Наровчатского района Пензенской области 21.06.2024, следует, что в нарушение требований законодательства об образовании, о социальной защите прав инвалидов перед лестницей при входе в здание детского сада «Солнышко» с.Наровчат отсутствуют тактильно-контрастные наземные устройства.
Данные обстоятельства не оспариваются ни ответчиком, ни третьим лицом, и подтверждаются фототаблицей, приложенной к акту..
Выявленные прокуратурой нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушают права и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение – детский сад.
Таким образом, суд находит требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить перед лестницей при входе в здание дошкольного образовательного учреждения тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом мнения прокурора, третьего лица, а также времени, необходимого для выделения средств из бюджета для оплаты работ по устройству тактильно-контрастных наземных указателей, объема работ и согласований устанавливает срок исполнения данного решения в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
А потому с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку иск прокурора удовлетворен полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Наровчатского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 2 «Солнышко» с.Наровчат о возложении обязанности по установке тактильно-контрастных наземных указателей перед лестницей в здание детского сада удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Солнышко» с.Наровчат, ИНН 5824002260, ОГРН 1025800974715, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить перед лестницей при входе в здание детского сада, расположенного по адресу: Пензенская область, Наровчатский район, с.Наровчат, ул.Ленина, д.2а, тактильно-контрастные наземные указатели в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 52875.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Солнышко» с.Наровчат, ИНН 5824002260, ОГРН 1025800974715, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Наровчатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Ю.Чернова
Мотивированная часть решения изготовлена 26.07.2024