Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Магистральный 21 апреля 2022 г.
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при помощнике судьи Черемных Е.А.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Слесаревой Анастасии Юрьевны, действующей на основании поручения и.о. прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Талиманчук Виктории Викторовны, действующей на основании доверенности от 01.11.2019 №,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрации Казачинско-Ленского муниципального района Талиманчук Виктории Викторовны, действующей на основании доверенности от 01.11.2019 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-56/2022 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения, изложенного в распоряжении основания увольнения незаконными, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» с иском к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование указано, что распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 10.10.2019 № 87 на должность заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с 10.10.2019 назначен Иванов А.Л., с которым заключен трудовой договор. В структуру РОО входит муниципальное бюджетное учреждение Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, которое с 14.04.2015 возглавляет ФИО21 с ней заключен трудовой договор. С 01.09.2007 должность директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1», функции и полномочия учредителя которого осуществляет РОО, занимает ФИО9, с ней заключен трудовой договор. Таким образом, директор МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, директор МКОУ «Ульканская ООШ № 1» находятся в подчинении заведующего РОО Иванова А.Л. Вместе с тем, на момент проведения проверки ФИО8 приходилась Иванову А.Л. супругой. В свою очередь, ФИО9 приходится ФИО8 матерью, тем самым, состояла в свойстве с Ивановым А.Л. Кроме того, на основании приказов заведующего РОО ФИО8 в октябре, ноябре, декабре 2019 года, феврале, марте 2020 года выплачивалась премия в сумме одного должностного оклада в размере 5426 руб., что является свидетельством выражения Ивановым А.Л. в отношении супруги ФИО8 властных полномочий. Поскольку в прокуратуру сведения о принятии Ивановым А.Л. мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении супруги, матери супруги, не представлены, имеет место нарушение муниципальным служащим требований законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции. Прокуратурой в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района 20.03.2020 в целях устранения нарушений внесено представление. Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 к Иванову А.Л. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Вместе с тем, примененная мера ответственности не соответствует тяжести коррупционного правонарушения. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Совершением коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы под угрозу ставятся интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Поскольку мэром Казачинско-Ленского муниципального района решение о применении к заведующему РОО Иванову А.Л. дисциплинарного взыскания в виде замечания принято неправомерно, распоряжение мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» подлежит признанию незаконным; мэра Казачинско-Ленского муниципального района следует обязать привлечь заведующего РОО Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
18.02.2022 прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» исковые требования уточнены в связи с увольнением заведующего РОО, принимая во внимание, что прекращение трудовых отношений с Ивановым А.Л. по инициативе работника противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
В этой связи, помимо ранее заявленных исковых требований, следует признать указанное в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего РОО Иванова А.Л. – пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ – по инициативе работника незаконным;
мэра Казачинско-Ленского муниципального района следует обязать привлечь муниципального служащего Казачинско-Ленского муниципального района заведующего РОО Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия;
изменить основание (формулировку) прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова А.Л. в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 12.01.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен заведующий Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванов А.Л.
Определением суда от 02.02.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, принимая во внимание, что прокурором предъявлены требования в защиту интересов, в том числе муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», привлечена Администрация Казачинско-Ленского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Слесарева А.Ю., действующая на основании поручения, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» (в редакции от 18.02.2022) к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения, изложенного в распоряжении основания увольнения незаконными, возложении обязанностей поддержала по изложенным в исковом заявлении, уточнении к нему, основаниям.
Не оспаривая того обстоятельства, что определение конкретного дисциплинарного взыскания при совершении дисциплинарного проступка является правом представителя нанимателя, вместе с тем, поскольку до настоящего времени мэром Казачинско-Ленского муниципального района решение о привлечении заведующего РОО Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия не принято, настаивала на том, что такая обязанность должна быть на Мэра возложена в судебном порядке. Кроме того, заведующий РОО Иванов А.Л. действительно обратился в адрес Мэра с уведомлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Однако это сделано им после проведенных прокуратурой надзорных мероприятий, внесения прокурором представления в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, что нельзя расценивать как несвоевременное уведомление работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Предложенной заведующим РОО Ивановым А.Л. мерой по предотвращению конфликта интересов стало расторжение брака с ФИО8, что состоялось 06.05.2020. Вместе с тем, имеются основания полагать, что семейные отношения Ивановых продолжают иметь место.
Ответчик мэр Казачинско-Ленского муниципального района Швецов С.В. в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из представленного суду отзыва мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 29.01.2021 на исковое заявление следует, что согласно структуре Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района непосредственная подчиненность директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» заведующему РОО отсутствует, поскольку директора подчиняются через заместителя заведующего РОО.
24.03.2020 заведующий РОО Иванов А.Л. уведомил работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов ввиду нахождения в его подчинении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 (супруги), директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО9 (мать супруги). В целях предотвращения конфликта интересов заведующему РОО дано указание до урегулирования конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей не принимать единоличных управленческих решений, в которых имеется личная заинтересованность, которые могут привести к конфликту интересов в отношении лиц, находящихся с ним в родстве (свойстве). В случае необходимости решения в отношении указанных лиц принимать коллегиально.
На заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района 10.04.2020 заведующим РОО Ивановым А.Л. представлены уведомление о приеме отделом по Казачинско-Ленскому району службы записи актов гражданского состояния Иркутской области заявления Иванова А.Л., ФИО8 от 03.04.2020 о расторжении брака, в котором имелось указание на расторжение брака 06.05.2020; сведения о предоставлении ему отпуска с 13.04.2020 по 08.05.2020.
С учетом рекомендаций Комиссии, принимая во внимание, что заведующим РОО исполнена обязанность по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также информации заведующего отделом делопроизводства, контроля и кадров ФИО11 об отсутствии фактов принятия заведующим РОО Ивановым А.Л. при исполнении должностных обязанностей управленческих решений, которые могли бы привести к получению им или директором МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8, директором МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО9 доходов в виде денег, иного имущества, каких-либо выгод (преимуществ), заведующий РОО Иванов А.Л. за несвоевременное уведомление представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Такое решение принято с учетом, в том числе соблюдения муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. При этом учтены предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей.
Наложенное на муниципального служащего дисциплинарное взыскание соразмерно тяжести совершенного им проступка, оснований для утраты доверия к заведующему РОО Иванову А.Л. не усмотрено.
Из отзыва мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 02.03.2022 на уточненное прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области исковое заявление следует, что у мэра отсутствовали основания для отказа в расторжении трудового договора с заведующим РОО Ивановым А.Л. по инициативе работника. Оснований для признания указанного в распоряжении об этом основания прекращения (расторжения) трудового договора незаконным не имеется. В настоящее время Иванов А.Л. не является муниципальным служащим. У суда отсутствуют основания для возложения на Мэра обязанности совершить действия, связанные с привлечением муниципального служащего Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, изменением основания (формулировки) увольнения. Коррупционное правонарушение совершено Ивановым А.Л. 14.10.2019. В настоящее время срок его привлечения к дисциплинарной ответственности истек.
В дополнении от 11.04.2022 к отзыву на исковое заявление мэр Казачинско-Ленского муниципального района обратил внимание на то, что проживание Иванова А.Л. с ФИО8 в одной квартире не свидетельствует о семейных (близких) отношениях, являлось для Иванова А.Л. вынужденной мерой ввиду отсутствия иного жилого помещения для проживания. С 2015 года до назначения Иванова А.Л. на должность заведующего РОО супруги проживали в разных населенных пунктах, между ними отсутствовали подлинные семейные отношения. Фактически семейные отношения прекращены без оформления расторжения брака. Назначаясь на должность на срок полномочий мэра района, Иванов А.Л. не намеревался продолжить семейные отношения. Использование Ивановыми отпусков в 2020, 2021 годах не свидетельствует о продолжении ими семейных отношений, исполнение Ивановым А.Л., ФИО8 своих служебных обязанностей не давало им возможности использовать отпуска в иное время. Поездки в командировки в 2020 году также связаны с необходимостью исполнения ими своих служебных обязанностей.
Представитель ответчика Талиманчук В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» полагала необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Суда пояснила, что решение мэра Казачинско-Ленского муниципального района о привлечении заведующего РОО Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности за совершение проступка, выразившегося в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в виде замечания соответствует требованиям Федеральных законов «О противодействии коррупции», «О муниципальной службе в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации Казачинско-Ленского муниципального района Талиманчук В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» полагала необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Иванов А.Л. (до 05.02.2022 занимавший должность заведующего РОО) в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» полагал необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 7.1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 указанной нормы Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентирован статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Так, лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Указанное лицо, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного поведения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В основе конфликта интересов на муниципальной службе лежит заинтересованность материального свойства.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регламентирует Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Процедура урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе регламентирована статьей 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В силу статьи 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Статьей 27.1 указанного Федерального закона предусмотрены взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращение или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Так, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.
Взыскание, предусмотренное статьей 14.1 настоящего Федерального закона, применяется представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направляется в комиссию; доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов.
При применении взыскания, предусмотренного статьей 14.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Таким образом, применение дисциплинарного взыскания связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к муниципальному служащему различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия».
Судом установлено, что распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 10.10.2019 № 87 Иванов А.Л. назначен заведующим отделом образования с 10.10.2019.
Как усматривается из распоряжения о приеме работника на работу от №, Иванов А.Л. назначен на должность с 10.10.2019 на срок полномочий мэра района Швецова С.В.
Условия приема на работу, характер работы: муниципальная служба – главная муниципальная должность.
Как следует из трудового договора № от 10.10.2019, заключенного между Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района в лице мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В., с одной стороны, и Ивановым А.Л., с другой стороны, последний обязан уведомлять в письменной форме мэра района о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и другими федеральными законами (пункты 2.1.5, 2.1.7 Трудового договора).
Абзацем вторым пункта 1.5 Положения об Отделе образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утвержденного решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.11.2011 № 290, предусмотрено, что Отдел образования от имени муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного образования детей, утверждает их уставы; осуществляет финансирование подведомственных ему учреждений в пределах утвержденного бюджета с момента поступления финансирования; осуществляет взаимодействие с данными учреждениями на основании заключенных договоров между учредителем и образовательным учреждением; осуществляет функции работодателя в отношении руководителей подведомственных учреждений.
В силу пункта 4.2.9 Положения заведующий Отделом образования назначает и освобождает от должности руководителей учреждений, в том числе заключает с руководителями трудовые договоры, привлекает их к дисциплинарной ответственности и поощряет, оформляет замещение временно отсутствующих руководителей учреждений, оформляет отпуска, командировки и др.Постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО12 от 22.01.2018 № 22 в структуру Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района внесены изменения, вступающие в законную силу с 01.01.2018.
В структуру Отдела входили, в частности, МБУ «ТРЦ», МКОУ «Ульканская СОШ № 1».
Постановлением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 06.12.2019 № 458 в структуру Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района внесены изменения, вступающие в законную силу с 01.01.2020.
В структуру Отдела входят, в частности, МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, учреждения муниципальной системы образования (общеобразовательные учреждения).
Как усматривается из приказа № заведующего РОО ФИО13 от 31.08.2007, Иванов А.Л., директор МОУ «Ульканская оош № 1», освобожден от занимаемой должности директора с 01.09.2007.
ФИО9 назначена директором МОУ «Ульканская оош № 1» с 01.09.2007.
По условиям трудового договора № с руководителем муниципального казенного учреждения от 16.02.2015, заключенного Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района с ФИО9, назначенной на должность директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ульканская основная общеобразовательная школа № 1», трудовой договор заключен на неопределенный срок.
В силу пункта 1.2 должностной инструкции директора школы, с которой ФИО9 ознакомлена 04.03.2015, директор школы непосредственно подчиняется заведующему Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
Директор школы в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО (учредителем образовательной организации) (пункт 1.4 должностной инструкции).
Как следует из пункта 1.6 Устава муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного заведующим Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, приказ от 02.01.2015 № 10, учредителем Учреждения является муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Функции Учредителя за исключением принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения осуществляет Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 3.8 Устава руководство Учреждением осуществляет назначенный Учредителем и прошедший соответствующую аттестацию руководитель.
Руководитель назначается и освобождается от должности в порядке, установленном законодательством.
Как усматривается из приказа заведующего РОО от 13.04.2015 №, ФИО8, имеющая высшее педагогическое образование, назначена на должность директора Муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр с 14.04.2015.
В силу трудового договора № от 13.04.2015, заключенного Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района (Работодатель) с ФИО8 (Работником), урегулированы отношения между работодателем и работником, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности директора муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр.
Настоящий трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Руководитель приступает к исполнению обязанностей с 14.04.2015.
Пунктом 1.2 должностной инструкции директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, утвержденной приказом РОО от 04.03.2015 №, предусмотрено, что директор ТРЦ непосредственно подчиняется заместителю заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
В силу пункта 1.4 должностной инструкции директор ТРЦ назначается и освобождается от должности приказом заведующего РОО по представлению заместителя заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.
20.03.2020 прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. внесено представление № 7-20(а)-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции в связи с нахождением в подчинении заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова А.Л. директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ (ФИО8 приходится супругой), директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» (ФИО9 - мать супруги); непредставлением сведений о принятии Ивановым А.Л. мер к урегулированию конфликта интересов, основанного на нахождении в его подчинении указанных лиц; непредставлением мэром района информации о принятых мерах к урегулированию конфликтов интересов.
Из ответа мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 22.04.2020 на представление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 20.03.2020 следует, что заведующий Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванов А.Л. за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Пунктом 2 Положения о порядке сообщения представителю нанимателя (работодателю) муниципальными служащими администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предусмотрено, что муниципальный служащий обязан сообщить представителю нанимателя (работодателю) обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в течение 2 рабочих дней с момента, когда ему стало известно о ее возникновении.
В силу пункта 4 Положения невыполнение муниципальным служащим служебной обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из уведомления заведующего Отделом образования Иванова А.Л. в адрес мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 24.03.2020, последний сообщает о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности:
прямое подчинение: ФИО8 (супруга) является директором МБУ ТРЦ (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения), ФИО9 (мать супруги) – директором МКОУ «Ульканская ООШ № 1» (РОО является учредителем Учреждения, заведующий РОО является работодателем директора Учреждения).
Данные руководители приняты на должности до его назначения на должность заведующего РОО.
Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: разрыв личностных отношению по обоюдному согласию супругов, расторжение брака.
Распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 24.03.2020 № 29 заведующему Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванову А.Л. до урегулирования конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей предписано не принимать единоличных управленческих решений, в которых имеется личная заинтересованность, которые могут привести к конфликту интересов, в отношении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8, директора МОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО9 В случае необходимости управленческие решения в отношении указанных лиц принимать коллегиально.
С распоряжением мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 24.03.2020 № 29 заведующий РОО Иванов А.Л. ознакомлен 24.03.2020.
На основании распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 09.04.2020 № 120к заведующему Отделом образования Иванову А.Л. за период работы с 10.10.2019 по 09.10.2020 предоставлен отпуск на 25 календарных дней с 13.04.2020 по 08.05.2020.
Из объяснительной заведующего РОО Иванова А.Л. по факту несвоевременного уведомления работодателя о возможности конфликта интересов от 10.04.2020 следует, что за время работы в должности действий, позволяющих квалифицировать как конфликт интересов, не совершал.
Учреждения, согласно структуре отдела, должностным обязанностям, возложенным на заместителя заведующего, находятся в прямом подчинении заместителя.
С начала 2019 года он находится в процессе расторжения брака с ФИО8
Управленческие решения в отношении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8, директора МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО9, которые привели бы к получению ими доходов в виде денег или каких-либо преимуществ, не принимал.
Как усматривается из протокола № 1 заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 10.04.2020, Комиссия признала, что при исполнении муниципальным служащим заведующим Отделом образования Ивановым А.Л. должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов, так как директор МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8, директор МКОУ «Ульканская ООШ № 1» ФИО9, находящиеся с ним в родстве (свойстве), подотчетны и подконтрольны ему.
Заведующему Отделом образования Иванову А.Л. рекомендовано принять меры по недопущению конфликта интересов до завершения процедуры расторжения брака с ФИО8
Мэру Казачинско-Ленского муниципального района Швецову С.В. рекомендовано привлечь заведующего Отделом образования Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение требований федерального законодательства, выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для применения к заведующему Отделом образования Иванову А.Л. дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия, поскольку ФИО4 исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При этом приняты во внимание информация заведующего отделом делопроизводства, контроля и кадров ФИО11, пояснения заведующего Отделом образования Иванова А.Л., принятые им меры.
Необходимость рекомендовать мэру Казачинско-Ленского муниципального района принимать дополнительные меры, направленные на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, отсутствует.
Как усматривается из распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района Швецова С.В. от 16.04.2020 № 124к, за нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в несвоевременном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, учитывая тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит и может привести к конфликту интересов, представленное Ивановым А.Л. 24.03.2020, к заведующему Отделом образования Иванову А.Л. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное уведомление представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Как усматривается из записей актов о заключении брака № от 04.02.1989, о расторжении брака № от 06.05.2020, брак Иванова А.Л. и ФИО8 (до заключения брака - Рыковой), заключенный 04.02.1989, прекращен 06.05.2020 на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, от 03.04.2020 №.
Как следует из записи акта о рождении № от 04.11.1969, сделанной Мартыновским сельским Советом депутатов трудящихся Казачинско-Ленского района Иркутской области, ФИО9 приходится матерью ФИО14, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного постановлением администрации Казачинско-Ленского муниципального района от 11.12.2018 №, должностной оклад директора установлен в размере 5426 руб.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что в целях материальной заинтересованности работников в своевременном и качественном выполнении ими работ и должностных обязанностей, повышения их профессионального уровня установлены следующие стимулирующие выплаты:
ежемесячное денежное поощрение;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность труда;
премия по результатам работы.
В силу пункта 16 Положения размер ежемесячного денежного поощрения директору ТРЦ устанавливается приказом заведующего Отделом образования. Выплата производится пропорционально отработанному времени.
В силу пункта 28 Положения при формировании фонда оплаты труда работников, вспомогательного персонала ТРЦ сверх средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на финансовый год), в том числе ежемесячного денежного поощрения – в размере 12 должностных окладов, премий по результатам работы – в размере 3 должностных окладов.
Как усматривается из пункта 3.1.8 должностной инструкции заместителя заведующего отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района, утвержденной приказом РОО от 10.02.2015 №, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом заведующего РОО от 25.01.2018 №, заместитель заведующего РОО обязан вносить предложения о поощрении руководителей, в том числе МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ.
Согласно представлениям заместителя заведующего РОО ФИО15 от 28.10.2019, 28.11.2019, 20.12.2019, 30.01.2020, 25.02.2020, 03.04.2020 в адрес заведующего РОО Иванова А.Л. директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 ежемесячное денежное поощрение следует выплатить в размере 100% должностного оклада.
Как усматривается из приказов (распоряжений) о поощрении работника от 28.10.2019 №, от 28.11.2019 №, от 20.12.2019 №, от 25.02.2020 №, от 03.04.2020 №, от 22.05.2020 №, подписанных заведующим РОО Ивановым А.Л., директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 по результатам работы за октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, февраль 2020 года, март 2020 года, май 2020 года подлежит выплате премия в размере одного должностного оклада (каждый раз).
Как усматривается из объяснительной инспектора по кадрам РОО ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, в приказах о поощрении директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 ею ошибочно указывалось о выплате премии, вместо ежемесячного денежного поощрения (на это обстоятельство также в объяснительной указала бухгалтер РОО ФИО17).
В подтверждение факта выплаты директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада стороной ответчика суду представлены расчетные листы за 2019 год, январь – февраль 2020 года, из содержания которых усматривается, что работнику ежемесячно, помимо ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада, выплачивалась премия по результатам работы в размере 25%.
Основаниями для выплаты премии в размере 25% должностного оклада являлись приказы директора МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 (ежемесячно), издаваемые на основании Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения Казачинско-Ленский территориальный ресурсный центр, утвержденного приказом директора Учреждения ФИО8 от 27.12.2017 №, согласованного заведующим РОО ФИО18
В силу распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л действие трудового договора от 10.10.2019 № прекращено, Иванов А.Л. уволен 04.02.2022 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ по инициативе работника.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения, изложенного в распоряжении основания увольнения незаконными, возложении обязанностей подлежащими удовлетворению частично.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Одним из доводов стороны истца в обоснование исковых требований являлось наличие приказов, подписанных заведующим РОО Ивановым А.Л., о выплате директору МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ ФИО8 премий.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в исследованных судом приказах вид выплаты «премия» указан ошибочно, фактически имело место быть «ежемесячное денежное поощрение» (выплата стимулирующего характера, предусмотренная трудовым договором, которая выплачивалась на основании приказа заведующего РОО по представлению заместителя заведующего РОО).
Как следствие этого, довод стороны истца суд находит несостоятельным.
Обсуждая требование прокурора о признании распоряжения мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» незаконным, суд приходит к следующему.
Муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Законом предусмотрена обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Понятие конфликта интересов определено Федеральным законом «О противодействии коррупции» как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Положением о порядке сообщения представителю нанимателя (работодателю) муниципальными служащими администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определено, что муниципальный служащий обязан сообщить представителю нанимателя (работодателю) обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в течение 2 рабочих дней с момента, когда ему стало известно о ее возникновении.
Заключая с Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района в лице мэра Казачинско-Ленского муниципального района ФИО10 трудовой договор, Иванов А.Л. обязался уведомлять в письменной форме мэра района о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению подобного конфликта; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе Российской Федерации».
Иванов А.Л. обязался принимать меры по недопущению любой возможности конфликта интересов, а при возникшем конфликте интересов в письменной форме уведомлять мэра Казачинско-Ленского муниципального района.
Лица, руководящие учреждениями МБУ Казачинско-Ленский ТРЦ, МКОУ «Ульканская ООШ № 1», в отношении которых Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района осуществляет функции и полномочия учредителя, по состоянию на 10.10.2019 состояли с заведующим РОО Ивановым А.Л. в родстве (свойстве).
Таким образом, по состоянию на 14.10.2019 заведующий РОО Иванов А.Л. без уважительных причин не уведомил в письменной форме мэра Казачинско-Ленского муниципального района о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, не принял мер к его предотвращению вплоть до 24.03.2020, когда после внесения прокурором представления об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции уведомил работодателя о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Иванов А.Л. о наличии таких причин не сообщил. Доказательства, подтверждающие наличие объективных обстоятельств, препятствующих ему выполнить возложенную на него антикоррупционным законодательством обязанность, не представлены.
Поскольку Иванов А.Л., в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции, Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд приходит к выводу о совершении им дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
В силу части 2 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, предусмотренных статьями 14.1, 15 приведенного Закона.
Указанные нормы являются императивными, не предоставляют нанимателю (работодателю) муниципального служащего возможность применить иную меру ответственности.
В этой связи суд не входит в обсуждение обстоятельств разрыва семейных отношений Иванова А.Л., ФИО8 после 14.10.2019, на момент совершения правонарушения.
Как следствие, распоряжение мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124-к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» не отвечает требованиям указанных Федеральных законов, подлежит признанию незаконным.
Обсуждая требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о возложении на мэра Казачинско-Ленского муниципального района обязанности привлечь муниципального служащего Казачинско-Ленского муниципального района заведующего РОО Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, не усматривая оснований для его удовлетворения, суд исходит из того, что на момент рассмотрения дела по существу Иванов А.Л. уволен с занимаемой должности по собственному желанию.
Вместе с тем, поскольку факт допущенного заведующим РОО Ивановым А.Л. дисциплинарного проступка имел место быть до его увольнения по инициативе работника, наличие проступка, в связи с совершением которого муниципальный служащий подлежал увольнению по причине утраты доверия, установлено судом в связи с обращением в суд прокурора, указанное в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего РОО Иванова А.Л. – пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации – по инициативе работника следует признать незаконным.
Поскольку суд не согласился с мерой дисциплинарной ответственности, примененной ответчиком в отношении заведующего РОО Иванова А.Л., довод стороны ответчика о пропуске срока привлечения последнего к дисциплинарной ответственности несостоятелен.
Принимая во внимание, что ответчиком незаконно применено в отношении заведующего РОО Иванова А.Л. дисциплинарное взыскание в виде замечания, в то время как последний подлежал увольнению в связи с утратой доверия, в настоящее время муниципальный служащий уволен по собственному желанию, на ответчика следует возложить обязанность изменить основание (формулировку) прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего РОО Иванова А.Л. в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» на увольнение в связи с утратой доверия.
На основании статьи 206 ГПК РФ решение суда в этой части подлежит исполнению в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к мэру Казачинско-Ленского муниципального района о признании распоряжения, изложенного в распоряжении основания увольнения незаконными, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать распоряжение мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 16.04.2020 № 124к «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» незаконным.
Признать указанное в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова Александра Львовича – пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации – по инициативе работника незаконным.
Возложить на мэра Казачинско-Ленского муниципального района обязанность изменить основание (формулировку) прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова Александра Львовича в распоряжении мэра Казачинско-Ленского муниципального района от 04.02.2022 № 05л «Об увольнении (прекращении трудового договора)» в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на увольнение в связи с утратой доверия в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» о возложении на мэра Казачинско-Ленского муниципального района обязанности привлечь муниципального служащего Казачинско-Ленского муниципального района заведующего Отделом образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иванова А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 28 апреля 2022 г.