Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1268/2022 ~ М-1121/2022 от 17.10.2022

Дело № 2-1268/2022

УИД 33RS0017-01-2022-001839-33

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 декабря 2022 года г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи – Коноваловой А.В., при секретаре судебного заседания – Климановой И.И., с участием первого заместителя прокурора Владимирской области – Жугина А.В., помощника Собинского межрайонного прокурора – Модиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в интересах Матвеевой Ю.В. к ГБУЗ ВО "Собинская ЦРБ", Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения медицинских препаратов,

установил:

Собинский межрайонный прокурор (далее по тексту - Прокурор) обратился в суд с иском в интересах Матвеевой Ю.В. к Департаменту здравоохранения Владимирской области, Государственному бюджетному учреждению Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ»), в котором просил обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» принять меры к бесплатному обеспечению Матвеевой Ю.В. лекарственным препаратом «Формотерол+Будесонид 4,5/160 мкг» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения данного медицинского препарата; взыскать с ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ», Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Матвеевой Ю.В. 4236 рублей, затраченные ей на приобретение лекарственных средств. В обоснование иска Собинский межрайонный прокурор указал, что проведена проверка по обращению Матвеевой Ю.В. по вопросу обеспечения её лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно. В ходе проверки установлено, что Матвеева Ю.В. наблюдается в ГБУЗ «Собинской РБ» с диагнозом «<данные изъяты>». Согласно врачебного заключения ГБУЗ ВО «ОКБ» от 09.06.2022 Матвеевой Ю.В. назначен прием лекарственного препарата «Формотерол+Будесонид 4,5/160 мкг» по 2 вдоха 2 раза в день постоянно и по потребности. В ГБУЗ «Собинской РБ» Матвеевой Ю.В. были выписаны рецепты формы N 148-1/у-06 (л) на лекарственный препарат «Формотерол+Будесонид 4,5/160 мкг» 15.06.2022 – всего 2 шт., 31.08.2022 - 1 шт. В ходе проверки установлено, что Матвеева Ю.В. по указанным рецептам лекарственным препаратом обеспечена не была. В целях регулярно приема лекарственных препаратов Матвеевой Ю.В. за счет собственных средств приобретен лекарственный препарат «Формотерол+Будесонид 4,5/160 мкг» 28.08.2022 на сумму 2117 рублей, 24.06.2022 на сумму 2119 рублей. Согласно информации ООО «Медилон-Фармимэкс» от 25.08.2022 в базе данных не имеется сведений об обслуженных рецептах, выписанных Матвеевой Ю.В. в 2022 году. Матвеева Ю.В. является региональным льготополучателем и имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами.

Истец Матвеева Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. NN), представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. NN).

В судебном заседании первый заместитель прокурора Владимирской области – Жугин А.В., помощник Собинского межрайонного прокурора – Модина А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента Здравоохранения Владимирской области надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился (л.д. NN). Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал оставить исковые требования без удовлетворения, поскольку закупка лекарственных препаратов для передачи на льготной основе осуществляется на основании заявок от лечебных учреждений, решения врачебной комиссии медицинской организации о назначении Матвеевой Ю.В. лекарственного препарата «Формотерол+Будесонид» в Департамент не поступало (л.д. NN).

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская ЦРБ» надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился (л.д. NN). Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно суду сообщил, что потребность заявителя в указанных препаратах в заявке на 2022 год учтена, отказа в выписке пациентке рецептов не было, осуществление закупок лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2022 году производится централизованно ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», в ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» финансирование в данном направлении на 2022 год отсутствует (л.д. NN).

Представители третьих лиц ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились (л.д. NN).

В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

С учетом требований ч. 7 ст. 113 ГПК РФ, в целях информирования участников процесса о движении дела, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Собинского городского суда Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.

Согласно содержанию п. 4 указанного постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Следовательно, обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, возложена на органы исполнительной власти субъектов в лице уполномоченных органов.

Судом установлено, что Матвеева Ю.В. наблюдается в ГБУЗВО «ОКБ» с диагнозом «<данные изъяты>» (л.д. NN).

15 июня 2022 г., 31 августа 2022 г. на имя Матвеевой Ю.В. в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» был выписан рецепт на лекарственный препарат «Будесонид+Формотерол» (л.д. NN), однако, препарат по указанному рецепту она не получила.

В целях соблюдения схемы лечении Матвеева Ю.В. была вынуждена приобрести лекарственный препарат «Турбухалер» самостоятельно 24 июня 2022 г. на сумму 2119 рублей, 23 августа 2022 г. на сумму 2117 рублей (л.д. NN).

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 года № 43, Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (л.д. NN).

К полномочиям Департамента относится реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).

В соответствии с п.п. 12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных лечебным учреждением рецептов. Иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.

Установленный Матвеевой Ю.В. диагноз входит в состав групп заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем она вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.

Однако, по рецептам от 15 июня 2022 г., 31 августа 2022 г. Матеева Ю.В. не была своевременно обеспечена необходимым лекарственным средством бесплатно, в связи с чем была вынуждена купить препарат за счет собственных средств.

Не обеспечение Матеевой Ю.В. назначенным ей лекарственным препаратом свидетельствует о лишении ее возможности использовать предоставленное им Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Матеевой Ю.В. данным лекарственным препаратом.

Суд приходит к выводу необходимости возложения на Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» обязанности по принятию мер в пределах своих компетенций к бесплатному обеспечению Матеевой Ю.В. лекарственным средством «Формотерол+Будесонид 4,5/160 мкг» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом её заболевания до момента отмены применения данного медицинского препарата.

При этом в обязанности ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» входит выдача рецептов и направлений, а в обязанности Департамента здравоохранения Владимирской области - организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Поскольку в июне и августе 2022 года Матвеевой Ю.В. за счет собственных средств приобретен необходимый ей лекарственный препарат «Турбухалер» на общею сумму 4236 рублей, которое она имеет право получить бесплатно, следовательно, данная сумма подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Владимирской области.

Принимая во внимание характер заболевания, суд находит подлежащей удовлетворению просьбу истца о незамедлительном исполнении решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, поскольку промедление в приеме назначенных по жизненным показаниям лекарственных препаратов может привести к ущербу для жизни и здоровья пациента.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Собинского межрайонного прокурора в интересах Матвеевой Ю.В. к ГБУЗ ВО "Собинская ЦРБ", Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения медицинских препаратов удовлетворить частично.

Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области (ИНН NN), Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (ИНН NN) принять меры к бесплатному обеспечению Матвеевой Ю.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт NN) лекарственным препаратом «Формотерол + Будесонид 4,5 /160 мг» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания до момента отмены применения медицинских препаратов.

Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области (ИНН NN) в пользу Матвеевой Ю.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт NN) денежные средства в размере 4 236 рублей.

Решение суда в части обеспечения лекарственными препаратами обратить к немедленному исполнению.

В остальной части оставить исковые требования без удовлетворения.

На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области.

Решение составлено в окончательной форме 21 декабря 2022 г.

Председательствующий                   А.В. Коновалова

2-1268/2022 ~ М-1121/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Собинский межрайонный прокурор в интересах Матвеевой Юлии Валерьевны
Матвеева Юлия Валерьевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Владимирской области
ГБУЗ ВО "Собинская ЦРБ"
Другие
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
ООО "Медилон-Фармимэкс"
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Коновалова А.В.
Дело на сайте суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2022Передача материалов судье
17.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
25.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее