Судья: Овсянников С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-6828
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-63/2021)
15 июня 2021 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ереминой И.Н. и Желтышевой А.И.,
при секретаре – Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Салехова Ш.З. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы - отказать.
Отказать в удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З., ДД.ММ.ГГГГ рождения, к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск (межрайонное) в части признания решения от 19 июня 2020 года №№ и решения №№ от 24 ноября 2020 года незаконным.
Отказать в удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск (межрайонное) в части обязывания включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с 8 мая 1982 года по 13 мая 1983 года (2 года 6 дней) (в связи с военной службой в районах Крайнего Севера) и выплате досрочно страховой пенсии по старости с 19 апреля 2020 года.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя истца - Салехова Ш.З. – Постниковой Е.А., возражения на жалобу представителя ответчика – ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области (межрайонное) – Товышевой Е.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Салехов Ш.З. обратился в суд с иском о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы к ответчику – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Новокуйбышевск Самарской области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что решением ответчика №№ от 19 июня 2020 года, с учетом изменений, внесенных решением ответчика №№ от 24 ноября 2020 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периода военной службы с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года из-за отсутствия документального подтверждения прохождения им в указанный период военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истец считает названное решение незаконным и необоснованным. В соответствии с положениями действующего постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года №181 военная служба в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях может быть включена в требуемый стаж работы, если перерыв между увольнением со службы и последующей работой в той же местности составляет не более трёх месяцев. Пенсионным органом факт прохождения им военной службы в спорные периоды и последующей работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не оспаривается. В назначении положенной в силу закона досрочной страховой пенсии по старости ему изначально отказано по формальным основаниям со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего факт прохождения военной службы, который ответчиком не истребовался, а в последующем по надуманным основаниям в связи с отсутствием у него пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Статьей 30 Закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч.3, 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). В силу ч.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
На основании изложенного истец просил суд: 1) решение ответчика от 19 июня 2020 года №№ и решение ответчика от 24 ноября 2020 года №№ признать незаконными; 2) обязать ответчика включить в его стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды военной службы в Советской армии с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года, и назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с 19 апреля 2020 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Салехов Ш.З. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Салехова Ш.З., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года N 286"Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" было установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 года N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N380-О, от 29 сентября 2011 года N1040-О-О, от 25 января 2012 года N19-О-О, от 28 января 2016 года N48-О и др.).
Из материалов дела следует, что в период с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года Салехов Ш.З. проходил службу в Советской армии в войсковой части №, которая в 1992-1996 г.г. дислоцировалась в г. Южно-Сахалинск, что подтверждается трудовой книжкой истца, копией военного билета НП № №, архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны» от 24 августа 2020 года.
19 марта 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонное) от 19 июня 2020 года №№ Салехову Ш.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за не достижения возраста выхода на пенсию. Документально подтвержденный специальный стаж Салехова Ш.З. (работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) на дату обращения за назначением пенсии составляет 10 лет 6 месяцев 29 дней (переводом в РКС 7 лет 11 месяцев 6 дней). С учётом приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ может быть назначена истцу не ранее достижения возраста 59 лет 2 месяцев, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
В специальный стаж истца не включен период прохождения военной службы с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия оснований для включения периода службы истца в рядах Советской армии в специальный стаж, поскольку действующим законодательством возможность такого зачета не предусмотрена в настоящее время и не была предусмотрена в период прохождения истцом военной службы.
Доводы апелляционной жалобы о неправильной оценке имеющихся в деле доказательств, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку суд, проанализировав нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями этих норм.
Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы истца, поскольку все они по существу основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права и не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – Салехова Ш.З. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -