УИД№RS0№-38
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
11 сентября 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Калиниченко Н.В.,
с участием:
прокурора – ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: <адрес> Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Мичуринский сельский совет <адрес> Республики Крым, о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве), фрагментарно, на общей площади около 168,3 кв.м на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: №.072346, Е:34.699037).
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В ходе проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым. По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес> (географические координаты: №.072346, Е:334.699037), выявлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве) площадью около 168,3 кв.м. Указанные обстоятельства противоречат требованиям законодательства об охране окружающей среды и являются основанием для обращения прокурора с иском в суд.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена <адрес> Республики Крым.
Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Мичуринский сельский совет <адрес> Республики Крым.
В судебном заседании прокурор исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьих лиц – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Мичуринского сельского совета <адрес> Республики Крым в судебное заседания не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора ее доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 1, ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Судом установлено, что указанная территория, на которой выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, объектом размещения отходов не является, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с изложенными требованиями закона не внесена, как объекты размещения отходов не включена в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, указанная территория не оборудована сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1, 12 Федерального закона № 89-ФЗ.
Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, адресованного прокурору <адрес> Республики Крым ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проверке по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым. В результате проверки выявлены нарушения требований статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выявленные нарушения подтверждаются Справкой по результатам участия в проверке, проведенной прокуратурой Белогорского районного суда Республики Крым по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым.
Исходя из требований ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится в полномочиям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, на орган исполнительной власти Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в <адрес> государственной политике по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами.
С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-рг утвержден соответствующий Порядок.
В соответствии с п. 12 Порядка на Министерство возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, выявленных на земельных участках (землях) государственной собственности Республики Крым.
Таким образом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым осуществляет ликвидацию мест несанкционированного складирования отходов на земельных участках государственной собственности Республики Крым.
Вместе с тем, земельный участок, расположенный на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: №.072346, Е:34.699037) имеет собственника, что следует из представленной в материалах дела информации Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, которым является муниципальное образование Мичуринское сельское поселение <адрес> Республики Крым.
Следовательно меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки до настоящего времени собственником не приняты.
Из справки по результатам участия в проверке соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым, заведующего сектором государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона, свалка отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, площадью около 168,3 кв.м на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: №.072346, Е:334.699037), не ликвидирована.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ.
Согласно ст. 1, 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компонентами природной среды, природные объекты и природные комплексы, а именно: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды является основным принципом земельного законодательства, закрепленного ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и направленного согласно ст. 12 настоящего Кодекса на предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почвы и иного негативного воздействия на земли и почвы, обеспечение рационального использования земель и т.д. Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, необорудованных для данных целей, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека, привести к загрязнению земли и почвы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с непринятием мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, влекущими к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Кроме того, непринятие всех мер по ликвидации несанкционированных свалок со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей совершить определенные действия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Обязать администрацию Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве) площадью около 168,3 кв.м, на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес> Республики Крым в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: №.072346, Е:334.699037).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Калиниченко