Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-736/2023 ~ М-524/2023 от 18.04.2023

УИДRS0-38

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

11 сентября 2023 года                                <адрес>

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Калиниченко Н.В.,

с участием:

прокурора – ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: <адрес> Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Мичуринский сельский совет <адрес> Республики Крым, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить на администрацию Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве), фрагментарно, на общей площади около 168,3 кв.м на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: .072346, Е:34.699037).

Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В ходе проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым. По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес> (географические координаты: .072346, Е:334.699037), выявлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве) площадью около 168,3 кв.м. Указанные обстоятельства противоречат требованиям законодательства об охране окружающей среды и являются основанием для обращения прокурора с иском в суд.

Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена <адрес> Республики Крым.

Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Мичуринский сельский совет <адрес> Республики Крым.

В судебном заседании прокурор исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьих лиц – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Мичуринского сельского совета <адрес> Республики Крым в судебное заседания не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора ее доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 1, ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ).

Судом установлено, что указанная территория, на которой выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, объектом размещения отходов не является, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с изложенными требованиями закона не внесена, как объекты размещения отходов не включена в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, указанная территория не оборудована сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1, 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, адресованного прокурору <адрес> Республики Крым ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ , Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проверке по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым. В результате проверки выявлены нарушения требований статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выявленные нарушения подтверждаются Справкой по результатам участия в проверке, проведенной прокуратурой Белогорского районного суда Республики Крым по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым.

Исходя из требований ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится в полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на орган исполнительной власти Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в <адрес> государственной политике по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами.

С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -рг утвержден соответствующий Порядок.

В соответствии с п. 12 Порядка на Министерство возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, выявленных на земельных участках (землях) государственной собственности Республики Крым.

Таким образом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым осуществляет ликвидацию мест несанкционированного складирования отходов на земельных участках государственной собственности Республики Крым.

Вместе с тем, земельный участок, расположенный на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: .072346, Е:34.699037) имеет собственника, что следует из представленной в материалах дела информации Администрации Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, которым является муниципальное образование Мичуринское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

Следовательно меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки до настоящего времени собственником не приняты.

Из справки по результатам участия в проверке соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов Богатовского, Ароматновского, Мичуринского сельских поселений <адрес> Республики Крым, заведующего сектором государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона, свалка отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, площадью около 168,3 кв.м на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В в <адрес>, в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: .072346, Е:334.699037), не ликвидирована.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно ст. 1, 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компонентами природной среды, природные объекты и природные комплексы, а именно: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды является основным принципом земельного законодательства, закрепленного ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и направленного согласно ст. 12 настоящего Кодекса на предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почвы и иного негативного воздействия на земли и почвы, обеспечение рационального использования земель и т.д. Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, необорудованных для данных целей, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека, привести к загрязнению земли и почвы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с непринятием мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, влекущими к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Кроме того, непринятие всех мер по ликвидации несанкционированных свалок со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей совершить определенные действия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.

Обязать администрацию Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления (отходов от строительных и ремонтных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве) площадью около 168,3 кв.м, на территории земельного участка, расположенного на <адрес>В, <адрес> Республики Крым в границах населенных пунктов Мичуринского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: .072346, Е:334.699037).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Н.В. Калиниченко

2-736/2023 ~ М-524/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Белогорского района Республики Крым
Ответчики
Администрация Мичуринского сельского поселения Белогорского района Республики Крым
Другие
Мичуринский сельский совет Белогорского района РК
Администрация Белогорского района РК
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Калиниченко Н.В.
Дело на странице суда
belogorskiy--krm.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023Дело оформлено
30.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее