Дело № 2-884/2023 <данные изъяты>
УИД 81RS0006-01-2023-001491-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Щипициной Т.А.,
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
с участием представителя истца Порсева А.И.,
представителя ответчика Караваевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к Коневских Любови Михайловне о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с иском к Коневских Л.М. о взыскании неустойки по договору купли-продажи лесных насаждений. Исковые требования мотивирует тем, что между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (продавец) и Коневских Л.М. (покупатель) был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018, согласно которому ответчик приобрела лесные насаждения, занимающие общую площадь 1,30 га, расположенные на территории: Пермский край, Кудымкарский муниципальный район, ГКУ ПК «Кудымкарское лесничество», Кудымкарское участковое лесничество (Кудымкарское), квартал № 27, выдел 51, делянка 1, для строительства жилого дома и надворных построек. 31 января 2023 года истцом в присутствии ответчика была проведена проверка целевого использования заготовленной деловой древесины на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которой установлено, что Коневских Л.М. выдано разрешение на ввод объекта после завершения строительства № RU 81504000 -13 от 19.02.2016, часть деловой ликвидной древесины в объеме 45,04 куб.м. была использована для постройки тамбура, бани, сруба под навесом надворных построек, забора. Таким образом, целевое использование заготовленной ответчиком деловой древесины в полном объеме не подтверждено. В соответствии с пунктом 17 договора купли-продажи лесных насаждений с покупателя, допустившего отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, взыскивается неустойка в 10-кратном размере ставки платы за единицу объема лесных ресурсов. На основании изложенного, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просит взыскать с Коневских Л.М. неустойку в размере 773 329 рублей.
Впоследствии истец уменьшил исковые требования, просил взыскать с Коневских Л.М. неустойку в размере 450 474 рубля.
В судебном заседании представитель истца Порсев А.И. исковые требования о взыскании с ответчика неустойки в размере 450 474 рубля поддержал по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что проверка целевого использования древесины проводилась по адресу: <адрес>, где ответчиком построен дом не из дерева, при проверке было установлено, что часть древесины была использована ответчиком для строительства надворных построек. При выезде на пилораму Ельцова П.И. в <адрес> для осмотра древесины, принадлежащей Коневских Л.М. и хранящейся ФИО12., ответчик сама показывала принадлежащую ей древесину сотрудникам лесничества, которые посчитали ее, на основании этого был произведен расчет древесины и исковые требования были уменьшены. При повторном осмотре древесины, хранящейся на пилораме у ФИО12., сотрудникам лесничества документы (накладные) на древесину не были предоставлены, потому невозможно определить какая древесина принадлежит ответчику. Считает, что целевое использование древесины в объеме 151,43 куб.м. ответчиком не подтверждено. Просит уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Коневских Л.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в 2016 году она оформила доверенность на ФИО12, который подписывал договор купли-продажи лесных насаждений, он же заготовил и переработал лес. Часть заготовленной древесины была использована на строительство дома и надворных построек, а часть в настоящее время находится на хранении на пилораме у Ельцова в <адрес>, указанный пиломатериал планируется использовать для завершения строительства.
Представитель ответчика Караваева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что Коневских Л.М. древесину не отчуждала, часть древесины была использована ею на строительство надворных построек, а оставшаяся часть имеется в наличии на ответственном хранении у Ельцова П.И., что подтверждается актом осмотра хранения круглых лесоматериалов и пиломатериалов от 31.03.2023, просила в удовлетворении иска отказать. Также указывала на несоразмерность неустойки.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
В силу частей 4, 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из части 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Пермского края действует Закон Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края», в соответствии со статьей 3 которого граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, устанавливаемом Правительством Пермского края. При этом, договор купли-продажи лесных насаждений должен содержать условие, предусматривающее ответственность за нецелевое использование заготовленной древесины.
Частью 1 статьи 9 названного Закона Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» были установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:
а) для строительства индивидуального жилого дома - до 100 куб. м (включительно) деловой древесины по хвойному хозяйству один раз на семью (одиноко проживающего гражданина);
б) для строительства надворных построек - до 50 куб. м. (включительно) деловой древесины по хвойному хозяйству один раз на семью (одиноко проживающего гражданина);
з) для отопления индивидуального жилого дома (квартиры в многоквартирном жилом доме) с печным отоплением (при отсутствии централизованного или газового отопления) - до 15 куб. м. (включительно) древесины по лиственному хозяйству, в случае отсутствия лиственного хозяйства - по хвойному хозяйству, на домовладение (квартиру) один раз в год. Норматив заготовки гражданами древесины для нужд отопления индивидуального жилого дома (квартиры в многоквартирном жилом доме) с печным отоплением (при отсутствии централизованного или газового отопления) увеличивается на 50% в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
и) для отопления надворных построек - до 5 куб. м (включительно) древесины по лиственному хозяйству, в случае отсутствия лиственного хозяйства - по хвойному хозяйству, на домовладение один раз в год.
Согласно требованиям статьи 9.1. Закона Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК (ред. от 07.05.2014) «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» использование гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, на цели, не соответствующие цели ее использования, определенной договором, не допускается.
В случае использования гражданином древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не по целевому назначению указанный гражданин несет ответственность в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Из материалов дела следует, что 22.11.2018 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (продавец) и ответчиком Коневских Л.М. (покупатель) был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18, в соответствии с которым ответчик Коневских Л.М. приобрела лесные насаждения для строительства жилого дома и надворных построек объемом 305 куб.м., для отопления жилого дома и надворных построек объемом 119 куб.м., располагающиеся по адресу: <адрес>
Срок действия договора определен с 22.11.2018 по 21.11.2019.
В силу подпункта «л» пункта 15 указанного договора покупатель обязан соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 Лесного кодекса РФ, согласно которой древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.Согласно подпункту «и» пункта 17 заключенного договора за отчуждение или передачу другому лицу древесины, заготовленной для собственных нужд, покупатель оплачивает неустойку продавцу в размере 10-кратной стоимости заготовленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных в соответствии с частью 4 статьи 76 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с приложением № 1 к договору № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018, объем древесины лесных насаждений, подлежащей заготовке с лесосеки Коневских Л.М., составляет 424 кв.м., в том числе, деловая – 305 куб.м., дрова- 119 куб.м., что также подтверждается ведомостью материально-денежной оценки лесосеки от 22.11.2018.
Согласно Акту осмотра лесосеки от 26.05.2020, объем фактически заготовленной Коневских Л.М. деловой древесины по договору купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018 составил 424 куб.м., в том числе деловая – 305 куб.м., дрова- 119 куб.м. Доказательств иного материалы дела не содержат, и данный факт не оспаривался ответчиком.
28.03.2014 ответчик Коневских (Мартина) Л.М. и члены ее семьи – ФИО11. получили разрешение № RU 81504000-74 на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> На данном земельном участке Коневских Л.М. построен жилой дом, ей выдано разрешение на ввод объекта после завершения строительства № RU 81504000 -13 от 19.02.2016 по адресу: <адрес>, что следует из информации Администрации Кудымкарского муниципального округа № 5303 от 01.09.2022 и не оспаривается сторонами.
06.11.2016 Коневских Л.М. оформила доверенность, согласно которой она уполномочила ФИО12. представлять ее интересы в любых лесничествах по вопросу оформления и получения необходимых документов, связанных с получением разрешения на отвод деловой древесины, в том числе на корню, для чего заключить и подписать договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в объеме 300 куб.м., подписывать акты приема-передачи лесных насаждений и выполнять все необходимые действия и формальности во исполнение условий договора.
Таким образом, ответчик Коневских Л.М., выдав ФИО12. доверенность от 06.11.2016, тем самым передала последнему право на заготовку древесины по договору купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018. В свою очередь Ельцов П.И. заготовил древесину в предусмотренном объеме (305 куб.м.), что подтвердил в судебном заседании ответчик.
16.01.2023 ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Кудымкарское лесничество направило в адрес Коневских Л.М. извещение о проведении 31.01.2023 проверки целевого использования древесины, полученной по договору.
По результатам проверки целевого использования древесины гражданами для собственных нужд, проведенной 31.01.2023 должностными лицами лесничества в присутствии Коневских Л.М. составлен акт проверки целевого использования древесины, заготавливаемой гражданами для строительства жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, из которого следует, что часть деловой ликвидной древесины, полученной по договору купли-продажи лесных насаждений, была использована для постройки, тамбура, бани, сруба под навесом надворных построек, забора. Всего было использовано 45,04 куб.м. деловой ликвидной древесины.
06.02.2023 в адрес ответчика направлена претензия с предложением добровольно оплатить неустойку в размере 773 329 рублей, которая оставлена без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика Коневских Л.М. и ее представителя Караваевой Т.А., утверждавших, что часть древесины в объеме 259,96 куб.м. хранится у ИП ФИО22., истцом с участием ответчика было проведено обследование базы ИП ФИО12 находящейся по адресу: с<адрес> в ходе которого установлено, что на базе ИП ФИО12. действительно имеется распиленная древесина ответчика объемом 108,53 куб.м. На основании данного обследования истцом был произведён расчет объемов древесины, согласно которому ответчиком Коневских Л.М. подтверждено целевое использование 153,57 куб.м. древесины, заготовленной по договору купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018, в связи с чем сумма иска была уменьшена до 450 474 рубля.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик Коневских Л.М. заготовила деловую древесину в предусмотренном объеме (305 куб.м.), однако, на строительство дома и надворных построек использовала частично, а именно в объеме 45,04 кв.м.; часть заготовленной древесины в объеме 108,53 куб.м. находится на хранении у ИП <данные изъяты> оставшаяся часть заготовленной древесины в объеме 153,57 куб.м. отсутствует, что свидетельствует о том, что она использовала ее не по целевому назначению, передала другому лицу.
Представленные ответчиком акт осмотра хранения круглых лесоматериалов и пиломатериала от 31.03.2023, накладная ИП ФИО12. от 05.09.2023, договор хранения от 31.03.2023, заключенный между Коневских Л.М. и Ельцовым П.И., сохранная расписка от 30.08.2023 не могут быть приняты во внимание, поскольку они не являются подтверждением надлежащего исполнения условий договора купли-продажи лесных насаждений; древесину, имеющуюся у ИП ФИО12 по ул.<адрес>., невозможно идентифицировать, как заготовленную ответчиком; договор хранения от 31.03.2023 не содержит ссылки, какой объем пиломатериала и какая конкретно древесина передана на хранение ИП ФИО12., акт приема- передачи пиломатериала отсутствует. Кроме того, данные документы составлены после проведения проверки целевого использования древесины.
Таким образом, установленные обстоятельства не подтверждают с необходимой достоверностью целевое использование ответчиком заготовленной им для целей строительства древесины. Ссылки ответчика на необходимость хранения древесины сами по себе не подтверждают целевое использование древесины, эти доводы фактически лишают истца объективной возможности контролировать исполнение договора в части целевого использования древесины. Необходимо предоставление убедительных доказательств строительства и фактического использования древесины по назначению. Тот факт, что древесина, приобретенная по договору купли-продажи от 22.11.2018, не была использована по целевому назначению, установлен актом проверки от 31.01.2023 и ответчиком по существу не оспаривается.
Пунктом 1 договора купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018 использование лесных насаждений (древесины) определено как целевое и окончательное - для строительства жилого дома и надворных построек, использование древесины для иных целей по усмотрению покупателя исключено. Действия ответчика по передаче древесины иному лицу содержат признаки нарушения требований части 4.1 статьи 30 Лесного кодекса РФ, что влечет наступление ответственности, предусмотренной подпунктом «и» пункта 17 договора купли-продажи лесных насаждений № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018.
Таким образом, поскольку ответчик Коневских Л.М. не представила доказательств целевого использования древесины в объеме, заготовленном по договору купли-продажи лесных насаждений, истец вправе требовать взыскания неустойки, предусмотренной договором.
Согласно представленному истцом расчету размер неустойки по договору № 14-4/1794-СН-18 от 22.11.2018 составляет 450 474 рубля. Расчет судом проверен, признается верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно положениям пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 263-0 положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат не право, а обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, принимая во внимание действительную стоимость заготовленной деловой древесины согласно ведомостям материально-денежной оценки лесосеки, принимая во внимание представленные в материалы дела сведения об имущественном положении ответчика (нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка, наличие кредитных обязательств) суд полагает, что заявленный размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства и считает необходимым в порядке применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ уменьшить ее размер. При таких обстоятельствах, учитывая принцип соразмерности и компенсационный характер неустойки, с учетом принципа разумности и справедливости для восстановления баланса интересов сторон суд считает необходимым снизить размер взыскиваемой неустойки до 50 000 рублей.
С учетом изложенного, исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края подлежат частичному удовлетворению. С Коневских Л.М. подлежит взысканию неустойка в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1700 рублей, поскольку истец при подаче иска был освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с Коневских Любови Михайловны (<данные изъяты>) в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (<данные изъяты>) неустойку по договору купли-продажи лесных насаждений от 22 ноября 2018 года № 14-4/1794-СН-18 в размере 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Коневских Любови Михайловны <данные изъяты>) в доход бюджета Кудымкарского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в размере 1 700 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья Т.А. Щипицина