Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-992/2022 ~ М-288/2022 от 08.02.2022

УИД (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-22          Производство (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 апреля 2022 г.      (адрес обезличен)

Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при помощнике судьи Лукашиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Дьякова Анатолия Васильевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

установил:

Дьяков А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако решением ответчика в назначении пенсии ему было отказано по тем основаниям, что период проживания на загрязненной территории документально не подтвержден.

Считает указанный отказ незаконным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал в (адрес обезличен) Орловской области у своих родителей вместе с супругой ФИО6 Территория указанного населенного пункта относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В связи с этим полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год, однако, из-за отсутствия регистрации на загрязненной территории в спорный период пенсионный орган отказал в назначении досрочной пенсии.

По изложенным основаниям Дьяков А.В. просил суд установить факт его проживания в (адрес обезличен) Орловской области в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области от (дата обезличена) об отказе в назначении пенсии незаконным, признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на один год с (дата обезличена).

В судебном заседании истец Дьяков А.В. и его представитель Огуреева Ю.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на правомерность отказа в досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на (дата обезличена), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от (дата обезличена) № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от (дата обезличена) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на (дата обезличена), в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по (дата обезличена), независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от (дата обезличена) № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до (дата обезличена) применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р; с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).

Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, (дата обезличена) Дьяков А.В. обратился в ОПФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением ОПФР по Орловской области от (дата обезличена) в установлении пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием права.

В письме пенсионного органа от (дата обезличена) принятое решение об отказе Дьякову А.В. в досрочном назначении пенсии мотивировано отсутствием документального подтверждения проживания на загрязненной территории.

Так, из паспорта гражданина Российской Федерации ФИО11 А.В. следует, что с (дата обезличена) он зарегистрирован по месту жительства в (адрес обезличен). Сведения о предыдущем месте регистрации в паспорте отсутствует.

Вместе с тем, при разрешении спора установлено судом, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец фактически проживал в (адрес обезличен) Орловской области, территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).

Как следует из материалов дела, (дата обезличена) Дьяков А.В. вступил в брак с ФИО6

(дата обезличена) у ФИО11 родилась дочь ФИО5

Из представленной в материалы дела копии обменной карты новорожденного от (дата обезличена), следует, что адресом роженицы ФИО6 является (адрес обезличен) Орловской области.

После выписки из роддома и по (дата обезличена) ФИО6 проживала в (адрес обезличен) Орловской области, что подтверждается историей развития ребенка.

Как пояснила в судебном заседании ФИО6, допрошенная в качестве свидетеля, они с мужем Дьяковым А.В. после рождения дочери ФИО6 проживали у его родителей в (адрес обезличен) Орловской области.

При разрешении спора судом принимается во внимание, что решением Заводского районного суда (адрес обезличен) (дата обезличена), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена), были удовлетворены исковые требования супруги истца – ФИО6 о признании права на снижение установленного пенсионного возраста на один год в связи с проживанием в аналогичный период без регистрации с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области.

Обстоятельства фактического проживания истца в спорный период на загрязненной территории подтвердили также и допрошенные в судебном заседании свидетели.

Так, свидетель ФИО7 пояснила, что знает Дьякова А.В., так как является соседкой его матери ФИО8, которая проживает в (адрес обезличен) Орловской области, там же проживал и истец со своей супругой и ребенком на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Свидетель ФИО9 пояснила, что Дьякова А.В. знает, поскольку проживает по соседству в (адрес обезличен) Орловской области, на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС истец проживал у своих родителей вместе с супругой и ребенком.

Вышеприведенные показания свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оцененные в совокупности с иными доказательствами по делу, суд полагает искренними и достоверными и принимает во внимание как не противоречащие обстоятельствам дела и иным собранным по делу доказательствам.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.

С учетом изложенного, оценивая в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ вышеуказанные доказательства, суд находит, что истцом Дьяковым А.В. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт его проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, до (дата обезличена) относившегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая, что истец в оспариваемый период постоянно проживал в населённом пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о признании за ним права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.

Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от (дата обезличена) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право Дьякова А.В., (дата обезличена) года рождения на досрочную пенсию, с учетом наличия у него права на получение льготный пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения им 59 лет, но не ранее даты обращения, а обратился он в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной пенсии (дата обезличена), то пенсия должна быть ему назначена с (дата обезличена).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Дьякова Анатолия Васильевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.

Признать за Дьяковым Анатолием Васильевичем право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на один год.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Дьякову Анатолию Васильевичу с (дата обезличена).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена)

Судья      В.С. Агибалов

2-992/2022 ~ М-288/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дьяков Анатолий Васильевич
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
08.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее