Дело № 2-869/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2024 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А.., при секретаре – Назарове В.Ю., при участии помощника прокурора – Вороновой Д.Н., представителя ответчика – Силкина Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.
Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя, в результате которой выявлены нарушения при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>. Защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Прокурор просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес>, инв. №, кадастровый №, площадью 108,1 кв.м., в соответствии с предъявляемым требованиям, путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журналом учета защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с приложением №; паспортом ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журналом оценки технического состояния ЗС ГО; планом перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; планом ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планом внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списком личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационной схемой систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационной схемой электроснабжения ЗС ГО; инструкцией по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцией о мерах пожарной безопасности; правилами поведения укрываемых в ЗС ГО; журналом регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журналом учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; списком телефонов; планами планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций с указанием перечня, объема работ, потребным количеством сил и средств, сроках выполнения работ; утвердить руководителю организации план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых. Обеспечить убежище сигналами оповещения гражданской обороны; осуществить оценку технического состояния ЗС ГО с оформлением соответствующего акта; актуализировать информацию о периодичности и результатах планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования; актуализировать информацию о периодичности окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО; установить световые сигналы «Вход»; не определено необходимое оборудование и имущество в соответствии с приложением № 18 Правил; вывесить в убежище сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели мест размещения санитарных узлов, пункты раздачи воды, санитарные посты, медицинские пункты, входы и выходы. Оборудовать подсвечиваемые маршруты движения к защитному сооружению. Провести ежегодные осмотры технического состояния ЗС ГО; привести с исправное состояние сети электроснабжения, водоснабжения канализации.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон «О гражданской обороне»), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне).
В соответствии с п. 3 Положений о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Исходя из требований п. 10 Положений о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является, в том числе, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Вместе с тем, в ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Правила эксплуатации защитных сооружений утверждены Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений» (далее - Правила). Указанными Правилами регламентированы требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в мирное время.
В соответствии с приказом МЧС России № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Приказ № 575), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент), действуя в рамках полномочий, определённых Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП (далее - Положение), осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества города Севастополя, учет которого осуществляется в Реестре собственности города Севастополя.
Пунктом 4.45 Положения установлено, что Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
Распоряжением Департамента от 13.10.2020 № 6047-РДИ «Об изъятии государственного недвижимого имущества (защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>) из оперативного управления Государственного казенного учреждения Севастополя «Единая дежурно-диспетчерская служба Севастополя» защитное сооружение расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, инв. №, изъято в имущественную казну города Севастополя.
Согласно выписке ЕГРН от 19.12.2023 указанное защитное сооружение, находится в собственности города федерального значения Севастополь, правообладатель не определен, имущество числится в имущественной казне города Севастополя.
Как показала проверка, проведенная прокуратурой района совместно с специалистом УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю, указанное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует предъявляемым требованиям, о чем свидетельствует письмо УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю от 18.12.2023 № ИВ-307/2-2-1415.
По итогам проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение п. 2.1 Правил отсутствует журнал учета защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с приложением № 5;
- в нарушение п. 3.6 Правил в ЗС ГО отсутствует документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; список телефонов;
- п. 4.6.1 Правил не осуществлена оценка технического состояния ЗС ГО с оформлением соответствующего акта;
- п. 4.1.7, п. 5.2.4 Правил отсутствуют годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций с указанием перечня, объема работ, потребным количеством сил и средств, сроках выполнения работ;
- п. 5.1.1, таблицей 2 Правил отсутствует информация о периодичности и результатах планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования;
- п. 5.2.3 Правил отсутствует информация о периодичности окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;
- п. 6.1.1 Правил отсутствуют световые сигналы «Вход»; не определено необходимое оборудование и имущество в соответствии с приложением № 18 Правил;
- п. 6.1.2 Правил в сооружении не вывешены сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели мест размещения санитарных узлов, пункты раздачи воды, санитарные посты, медицинские пункты, входы и выходы;
- п. 6.1.4 Правил отсутствует утвержденный руководителем организации план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых;
- п. 6.2.3 Правил отсутствуют подсвечиваемые маршруты движения к защитному сооружению;
- п. 4.1.2 Правил не проведены ежегодные осмотры технического состояния ЗС ГО;
- п. 4.1.2 Правил в защитном сооружении частично неисправно электроснабжение, отсутствует исправное водоснабжение и исправная канализация.
В период с 27.10.2022 по 01.11.2022 УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 12.10.2022 № ДГ-П4-17220, проводилась внеплановая выездная проверка, в ходе которой проверено указанное защитное сооружение.
По результатам проведенной проверки УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> выявлены нарушения порядка, Приказа №, в связи с чем должностному лицу Департамента ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований №-ГО срок устранения нарушений: ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на указное предписание Департаментом в адрес УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направлена информация, о частичном устранении нарушений указанных в предписании.
Проведенная прокуратурой района проверка показала, что в течение срока для устранения выявленных нарушений конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не принято.
Таким образом очевидно, что защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что осуществление деятельности с нарушением законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя и непринятие мер по устранению допущенных нарушений может причинить ущерб жизни и здоровью укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности, суд находит целесообразными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика судом отклоняются, поскольку опровергаются материалами гражданского дела. Защитные сооружения находятся на балансе ответчика, а отсутствие финансирования не является основанием для отказа в привидении защитных сооружений в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН № в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес>, инв. №, кадастровый №, площадью 108,1 кв.м., в соответствии с предъявляемым требованиям, путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журналом учета защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с приложением №; паспортом защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журналом оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; планом перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; планом защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планом внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списком личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцией по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцией о мерах пожарной безопасности; правилами поведения укрываемых в защитного сооружения гражданской обороны; журналом регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журналом учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; списком телефонов; планами планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций с указанием перечня, объема работ, потребным количеством сил и средств, сроках выполнения работ; утвердить руководителю организации план приведения защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых. Обеспечить убежище сигналами оповещения гражданской обороны; осуществить оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны с оформлением соответствующего акта; актуализировать информацию о периодичности и результатах планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования; актуализировать информацию о периодичности окраски помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны; установить световые сигналы «Вход»; не определено необходимое оборудование и имущество в соответствии с приложением № Правил; вывесить в убежище сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели мест размещения санитарных узлов, пункты раздачи воды, санитарные посты, медицинские пункты, входы и выходы. Оборудовать подсвечиваемые маршруты движения к защитному сооружению. Провести ежегодные осмотры технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; привести с исправное состояние сети электроснабжения, водоснабжения канализации.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен 15 марта 2024 года.