05RS0038-01-2022-013416-83
Дело № 2-5038/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 05.12.2023
мотивированное: 12.12.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазалиева Багомеда Ахмедовича к ОСФР по РД (ранее – ОПФР по РД) о признании незаконными неначисление и невыплату пенсии по инвалидности в размере 727.364,80 руб., ежемесячной денежной выплаты в размере 250.306,27 руб., ежемесячной денежной компенсации в размере 284.534,38 руб., дополнительного материального обеспечения в размере 48.000 руб., взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплате и дополнительному материальному обеспечению,
УСТАНОВИЛ:
Муртазалиев Б.А. обратился в суд с исковыми требованиями, как обозначено истцом Управлению ОПФР в Дербентском районе РД и ОПФР по РД с учётом дополнения исковых требований о признании незаконными неначисление и невыплату пенсии по инвалидности в размере 727.364,80 руб., ежемесячной денежной выплаты в размере 250.306,27 руб., дополнительного материального обеспечения в размере 48.000 руб., ежемесячной денежной компенсации в размере 284.534,38 руб., взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплате и дополнительному материальному обеспечению.
Ввиду того, что территориальный органы ОПФР по РД не наделены самостоятельной правоспособностью, единым ответчиком по иску является ОПФР по РД, на момент рассмотрения иска переименованный в ОСФР по РД.
В обоснование иска указывается на то, что согласно протоколу № 61 ВТЭК от 19.04.1985 истцу была установлена 3 группа инвалидности по ранению, полученному при исполнении обязанностей военной службы. Примерно до конца 1985 года истец получал пенсию по инвалидности. В конце 1985 года истец переехал на постоянное место жительство в Республику Казахстан, в 1991 году получившую статус отдельного государства, где продолжил получать пенсию по инвалидности. С сентября 1993 года выплата пенсии в Казахстане была прекращена со ссылкой на утрату документов. В 2005 году истец возвратился в Республику Дагестан и в 2016 году получил гражданство России. Истец обратился в пенсионный орган за возобновлением выплаты пенсии по инвалидности, однако получил отказ на том основании, что его травма в настоящее время не является основанием для назначения пенсии по инвалидности. Тем не менее, с 01.07.2020 истцу была назначена пенсия по инвалидности, однако за период с 2016 года он пенсию и дополнительные выплаты не получал.
Письменные возражения на иск не поступили.
Надлежаще извещённые стороны на рассмотрение гражданского дела не явились (ответчик своего представителя не направил) о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учётом сведений о надлежащем извещении суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцом Муртазалиевым Б.А. на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконными неначисление и невыплату ответчиком ОСФР по РД пенсии по инвалидности в размере 727.364,80 руб., ежемесячной денежной выплаты в размере 250.306,27 руб., ежемесячной денежной компенсации в размере 284.534,38 руб., дополнительного материального обеспечения в размере 48.000 руб., взыскании с ответчика вышеуказанной задолженности по пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплате и дополнительному материальному обеспечению.
Истцом указывается на то, что согласно протоколу № 61 ВТЭК от 19.04.1985 истцу была установлена 3 группа инвалидности по ранению, полученному при исполнении обязанностей военной службы.
Примерно до конца 1985 года истец получал пенсию по инвалидности. В конце 1985 года истец переехал на постоянное место жительство в Республику Казахстан, в 1991 году получившую статус отдельного государства, где продолжил получать пенсию по инвалидности.
С сентября 1993 года выплата пенсии в Казахстане была прекращена со ссылкой на утрату документов.
В 2005 году истец возвратился в Республику Дагестан и в 2016 году получил гражданство России.
Истец обратился в пенсионный орган за возобновлением выплаты пенсии по инвалидности, однако получил отказ на том основании, что его травма в настоящее время не является основанием для назначения пенсии по инвалидности. Тем не менее, с 01.07.2020 истцу была назначена пенсия по инвалидности, однако за период с 2016 года он пенсию и дополнительные выплаты не получал.
Из материалов гражданского дела, а именно приобщенной к материалам дела копии выплатного дела истца Муртазалиева Б.А. следует, что 03.07.2020 истец Муртазалиев Б.А. обратился в территориальный пенсионный орган за назначением пенсии по инвалидности.
Решением Управления ОПФР в Дербентском районе РД от 13.07.2020 истцу назначена Муртазалиеву Б.А. назначена пенсия по инвалидности.
В тот же день тем же пенсионным органом Муртазалиеву Б.А. также назначена ежемесячная денежная выплата.
Решением Управления ОПФР в Дербентском районе РД от 16.11.2020 Муртазалиеву Б.А. назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение вследствие инвалидности по военной травме.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 38 Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (в действовавшего на момент установления истцу инвалидности 19.04.1985) военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имеют право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим военнослужащим и их семьям назначаются независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Согласно пункту «в» ст. 39 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» военнослужащим рядового состава срочной службы, работавшим в качестве рабочих или служащих до призыва на военную службу и ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, пенсии назначаются, исходя из заработка до призыва на военную службу: инвалидам III группы в размере 65 процентов с заработка до 400 рублей в месяц и, сверх того, 10 процентов с остального заработка.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13.03.1992 Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Соглашение от 24.12.1993, опираясь на базовое Соглашение от 13.03.1992, возлагает на государства-участники обязанность исчисления и выплаты пенсии пенсионерам, переехавшим на постоянное место жительства из другого государства, в соответствии с национальным законодательством по вновь избранному ими месту жительства (абз. 2 ст. 2 Соглашения).
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта, разрешение на временное проживание подтверждают право иностранного гражданина на временное проживание на территории Российской Федерации. Право на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждается видом на жительство.
При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»).
При переселении гражданина получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем (абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18).
Согласно ст. 2 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно абз. 3 пп. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы инвалидам III группы - 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 настоящего ФЗ.
П. 1 ст. 24 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Из приведенных выше положений действующего законодательства и международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, следует, что в случае переселения пенсионера из страны, входящей в СНГ, на территорию РФ, существенным является наличие у пенсионера прав на пенсию на территории РФ, а также получение им пенсии на территории прежней страны проживания.
При этом из приведённых норм также следует, что пенсия в данном случае не устанавливается вновь и носит
Наличие у истца Муртазалиева Б.А. права на пенсию на территории РФ подтверждено самим ответчиком – ОПФР по РД тем, что 13.07.2020 истцу назначена и с указанной даты выплачивается пенсия по инвалидности.
Спорным по рассматриваемому делу является то, был ли ранее истец Муртазалиев Б.А. наделён правом на получение пенсии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из самого рассматриваемого иска следует, что выплата пенсии на территории Республики Казахстан истцу прекращена ещё в 1993 году. Какие-либо доказательства, подтверждающие, что на момент переселения истца из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации он получал какую-либо пенсию на территории Республики Казахстан, истцом не представлены.
В то же время, истцом представлен выписной эпикриз от 15.01.1985, из которого следует, что истцу Муртазалиеву Б.А. поставлен диагноз: слепота левого глаза вследствие огнестрельного многооскольчатого ранения.
Из свидетельства о болезни № 9/СА следует, что истец Муртазалиев Б.А. признан негодным к военной службе в результате ранения при исполнении обязанностей военной службы.
Также истцом представлено удостоверение инвалида третьей группы от 31.05.1985.
Кроме того, истцом представлена пенсионная книжка Республики Казахстан № 14472, в которой имеются сведения о получении пенсии по инвалидности в 1990-1993 годах (помесячно).
Кроме того, к материалам гражданского дела приобщена и в материалах выплатного дела имеется справка ФКУ ГБ МСЭ по РД № 2102652 (дубликат) от 20.03.2020, согласно которой инвалидность истцу установлена повторно, дата установления инвалидности: 19.04.1985.
Тем самым орган, уполномоченный на установление и подтверждение инвалидности, прямо подтвердил, что истец являлся инвалидом с 19.04.1985.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что данными доказательствами в совокупности достоверно и в достаточной степени подтверждается факт установления истцу Муртазалиеву Б.А. инвалидности 19.04.1985 и получения им пенсии по инвалидности в период жизни на территории СССР (в частности, в 1990 году) до его распада и на территории независимого государства Республики Казахстан после обретения им суверенитета, что являлось основанием для получения им пенсии после переселения на территорию Российской Федерации и подтверждения гражданства.
Таким образом, взысканию за период с 01.07.2016 по 01.07.2020 с ОСФР по РД в пользу истца Муртазалиева Б.А. подлежит пенсия по инвалидности, ежемесячная денежная выплата ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, а также ежемесячная денежная компенсация.
При этом суд самостоятельно не исчисляет точные суммы указанных выплат, поскольку определение их размера является прерогативой самого пенсионного органа и только в случае спора – судом. В связи с указанным иск считается удовлетворённым частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муртазалиева Багомеда Ахмедовича удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по РД произвести расчёт и выплатить Муртазалиеву Багомеду Ахмедовичу пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, а также ежемесячную денежную компенсацию с 01.07.2016 по 01.07.2020.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев