Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-281/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самаранефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя акционерного общества «Самаранефтепродукт» по доверенности Сарматиной А.А.,
ГБУ СО «ЦКО» Лаврищевой Н.Л.,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Самаранефтепродукт» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 046 751 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сарматина А.А. поддержала уточненные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в соответствии с результатами, полученными в ходе судебной экспертизы с учетом ее уточнения в размере 3 046 751 руб..
Представитель заинтересованного лица ГБУ СО «ЦКО» Лаврищева Н.Л. представила замечания к экспертному заключению.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованные лица: министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация с.п. Большая Черниговка не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО» представило письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные акционерным обществом «Самаранефтерпродукт» требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, акционерное общество «Самаранефтепродукт» является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 7709 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 ноября 2019 года № 797 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 6 209 522,41 руб.
Административный истец, являясь собственником указанного выше земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, 14 сентября 2020 года общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области, а после того как комиссия решением от 22 октября 2020 года отклонила заявление, акционерное общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 2020/316-2, выполненный 30 июля 2020 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ»», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 459 171 рублей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ГБУ СО «ЦКО» определением суда от 21 января 2021 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Доминанта».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 5 февраля 2021 года, составлено экспертное заключение №1-02/21, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года составила 3 046 751 рублей.
ГБУ СО «ЦКО» на данное заключение представило замечания, указав, что в анализе рынка имеются разночтения в величинах предложений земельных участков для объектов придорожного сервиса, все аналоги относятся к сегменту рынка земельных участков промышленного назначения, дата обновления информации по аналогам после даты оценки, неверно определена корректировка на приближенность к административному центру, на наличие коммуникаций, отсутствует корректировка на удаление от крупных автодорог в отношении аналога № 2.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, выслушав эксперта Иванова А.В,. суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Из пояснений эксперта Иванова А.В. следует, что диапазон цен предложений земельных участков от 100 до 450 руб./кв.м указан на основе анализа рынка для муниципальных районов с низкой инвестиционной привлекательностью, для исследования им использованы объекты-аналоги с разрешенным использованием для размещения придорожного сервиса, которые могут располагаться на землях промышленности, как и оцениваемый объект, обновление информации происходило после даты оценки, однако, первичная информация имела место на дату оценки, корректировка относительно крупных автодорог не производилась, поскольку объект оценки и все аналоги находятся в непосредственной близости от крупных автодорог, в том числе аналог № 2, который расположен в 300 метрах от автодороги. Корректировка на приближенность к административному центру определена в размере 0,61, исходя из анализа рынка. Корректировка на наличие коммуникаций выполнена на основании справочника оценщика недвижимости -2018 «Земельные участки. Часть 2», стр. 163, табл. 59 ред. Лейфера Л.А., с учетом того, что коммуникации могут находиться на участке или рядом с ним, корректировка в связи с нахождением коммуникаций на участке сокращена вдвое.
Анализируя экспертное заключение, выслушав пояснения эксперта, суд не усматривает нарушений требований федерального законодательства об оценочной деятельности при выполнении экспертного заключения.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, ходатайств о повторной или дополнительной экспертизе сторонами не заявлено.
В связи с изложенным выводы экспертизы суд признает обоснованными.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 046 751 руб.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области является 14 сентября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования акционерного общества «Самаранефтепродукт» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 7709 кв. м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 046 751 рублей.
Датой обращения акционерного общества «Самаранефтепродукт» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области является 14 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2021 года.