дело №2-208/2023
уид 44RS0004-01-2023-000100-54
Мотивированное решение
изготовлено 06.03.2023г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А,
при секретаре Кузнецовой И.И,
с участием помощника прокурора Ларионовой Е.А.,
представителя ответчика Бахтиной А.О
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности по обеспечению прохождения работниками специальной подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования
У С Т А Н О В И Л:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности обеспечить прохождение работниками специальной подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.
Свои требования прокурор обосновал тем, что при проведении проверки исполнения учреждением законодательства в сфере здравоохранения было установлено, что работники ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», проводящие осмотр граждан в рамках их медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в нарушение норм законодательства, не проходили подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на базе наркологической больницы или наркологического диспансера. Неисполнение учреждением требований законодательства в сфере здравоохранения в части надлежащей подготовки медицинских работников, осуществляющих медицинское освидетельствование нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку способно привести к негативным последствиям, связанным с неудовлетворительным проведением медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что может повлечь необоснованное привлечение лиц, в отношении которых осуществляется освидетельствование, к установленной законом ответственности или освобождение лиц, допустивших нарушение законодательства, от предусмотренной законом ответственности.
Ссылаясь на ст.45ГПК РФ, ст.ст.14, 65 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", прокурор просит обязать ответчика обеспечить прохождение работниками ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», осуществляющими медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения, соответствующей подготовки на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) в срок до 31.12.2023 г.
В судебном заседании прокурор Ларионова Е.А. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – на основании доверенности Бахтина А.О. с иском не согласилась, в судебном заседании предоставила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать, т.к. ответчиком были приняты все меры для обеспечения прохождения работниками учреждения подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами согласно программе, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ № 308 от 14.07.2003 года. 14.02.2023 года Мантуровская ОБ направила заявки на обучение медицинского персонала по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, управляющих и не управляющих транспортными средствами» в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер»; 15.02.2023 года был заключен договор № 054 на обучение, срок обучения с 10.03.2023 года по 15.03.2023 года.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов медицинского освидетельствования, которое проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что освидетельствование не ограничивается медицинским осмотром врачами-специалистами, а предполагает собой и проведение медицинских исследований.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015г. N933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
В соответствии с указанным Порядком целью проведения медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с п.3 Порядка медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно примечанию к пункту 4 Порядка: осмотр врачом-специалистом проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением N 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения". Указанной программой также установлено, что подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами)).
Пунктом 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения установлено, что медицинское освидетельствование проводится в отношении в том числе, лица, которое управляет транспортным средством; лица, совершившего административное правонарушение; лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество; работника, появившегося на работе с признаками опьянения.
Как следует из материалов дела, Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об основах здоровья граждан, в ходе которой установлено, что ответчиком не обеспечено надлежащее медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения.
24.10.2022 года Мантуровским межрайонным прокурором в адрес и.о. главного врача ОГБУЗ Мантуровская ОБ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, в отношении необходимости проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности, прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением №7 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 14.07.2033 года №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
Согласно информации ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» от 27.10.2022года, осмотр граждан в рамках их медицинского освидетельствования на состояние опьянения проводят медицинские работники: ФИО4 и ФИО5 (в поликлинике), ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 (стационар).
Из материалов гражданского дела видно, что указанные медицинские работники имеют удостоверения о повышении квалификации по программе «Освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения», выданные АНО дополнительного образования «Учебно-методический центр «Тандем-Лидер», некоммерческим образовательным частным учреждением дополнительного профессионального образования учебно-информационный центр «КОМПиЯ», АНО дополнительного профессионального образования «Институт подготовки кадров «21 век»; ООО «Центр подготовки специалистов», то есть организациями, которые не являются медицинским учреждением и наркологическим диспансером или отделением, в связи с чем, не имеют права проводить обучение по дополнительной профессиональной программе "Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", а, следовательно, и выдавать удостоверения о повышении квалификации по указанной программе.
Из указанного следует, что сотрудники ОГБУЗ Мантуровская ОБ, имеющие указанные удостоверения о повышении квалификации, осуществляли деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения незаконно, фактически не имея документа, подтверждающего прохождение подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования по установленной программе.
По результатам рассмотрения представления прокурора, в целях устранения выявленных нарушений закона, ответчиком были приняты меры по устранению выявленных нарушений. Представителем ответчика в материалы дела предоставлена заявка от 14.02.2023года, адресованная КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» на заключение договора на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, управляющих и не управляющих транспортными средствами», с указанием 12 сотрудников медицинского учреждения, подлежащих направлению на обучение.
15.02.2023года между ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» (заказчик) и Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (исполнитель) был заключен договор на обучение, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался оказать образовательные услуги по подготовке медицинского персонала по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами согласно программе, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ №308 от 14.07.2023года «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (приложение №7 к приказу Минздравсоцразвития РФ). Срок обучения с 10.03.2023года по 15.03.2023года (п.3.4 договора).
Результат медицинского освидетельствования на состояние опьянения необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.21 КоАП РФ, ч.1, 2, 3 ст.12.8 КоАП РФ, ч.2 ст.264 УК РФ. Осуществление медицинского освидетельствования граждан на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) медицинскими работниками ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», не прошедшими подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N308 на базе наркологической больницы или наркологического диспансера нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ставит под сомнение результаты процедуры медицинского освидетельствования.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд, исходя из характера проведения необходимых процедур, а также временных затрат, необходимых для их выполнения, суд полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом, то есть до 31.12.2023года. Представитель ответчика возражений по данному сроку не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности по обеспечению прохождения работниками специальной подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования в срок до 31.12.2023г. - удовлетворить полностью.
Обязать ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», ОГРН 1024401637017, 4404001078, обеспечить прохождение работниками ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», осуществляющими медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) в срок до 31.12.2023г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: О.А Праздникова.