Дело №12-30/2023
УИД 76MS0039-01-2023-000813-87
РЕШЕНИЕ
04 мая 2023 года Ярославская обл., г.Данилов
Судья Даниловского районного суда Ярославской области Махова Н.А, при секретаре Козловой Т.Ю., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Малкова Т.В, старшего помощника прокурора Даниловского района Ярославской области - Турунтаевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Даниловского района Ярославской области Лоскуткина С.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Даниловского судебного района Ярославской области от 29 марта 2023 года, вынесенное в отношении юридического лица МУ «Управление городского хозяйства» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка №2 Даниловского судебного района Ярославской области от 29 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении МУ «Управление городского хозяйства» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Даниловский районный суд, прокурор Лоскуткин С.Н. выражает несогласие с постановлением мирового судьи, просит его отменить дело направить на новое рассмотрение мировому судье. Считает, что выводы суда первой инстанции о принятии МУ «Управление городское хозяйство» исчерпывающих мер по обеспечению содержания в надлежащем состоянии дорог являются необоснованными. Обращает внимание, что мировым судьей оставлены без внимания положения п.8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017, согласно которому предусматриваются сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части, которые не были соблюдены МУ «Управление городского хозяйства».
В судебном заседании старший помощник прокурора Данилоского района – Турунтаева Л.В. доводы протеста поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Малкова Т.В. против удовлетворения протеста возражала, просила постановление оставить без изменения, либо применить срок исковой давности.
Государственный инспектор ДПС ОДПС ГИБДД УМВД России по Даниловскому району Шергесов С.Н. в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщил. Ходатайство об отложении дела не поступало. В связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело без указанных лиц.
Заслушав Малкову Т.В., старшего помощника прокурора Даниловского района – Турунтаеву Л.В. исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу п.2.4 Устава МУ «Управление городского хозяйства» одним из видов деятельности учреждения является обеспечение содержания и ремонт находящихся в его оперативном управлении объектов нежилого фонда, инфраструктуры, содержание дорог, улицу города, уличного освещения, благоустройства и озеленения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 28.01.2023 года в 15 часов 35 минут установлено, что МУ «Управление городского хозяйства» не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно:
на проезжей части ул. Ленина г.Данилова на участке от ул. Володарского до ул. Петербургская имеется колейность, рыхлый снег, у дома № 14 по ул. Ленина г. Данилова колейность составляет 13 см, у дома № 85 А по ул. Володарского г. Данилова колейность превышает 16 см, также имеются наросты льда, завышение обочины, на перекрестке улиц Вологодской и Вятской г.Данилова имеется наслоение рыхлого снега 14 см., что угрожает безопасности дорожного движения.
В ходе повторной проверки, проведенной старшим инспектором ДПС отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Даниловскому району Шергесовым С.Н. 29.01.2023 в 04 час. 40 мин., установлено, что выявленные 28.01.2023 нарушения не устранены, чем нарушены п. 8.1, 8.12 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 № 1245-с, п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Таким образом, МУ «Управление городского хозяйства» совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Основанием для составления в отношении МУ «Управление городского хозяйства» постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, послужил акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 28.01.2023, из которого следует, что информация передана в ЕДДС 28.01.2023 в 17 часов 09 мин, а также акт выявленных недостатков (повторный) от 29.01.2023, из которого следует, что по состоянию на 04 часа 40 минут нарушения, выявленные в акте 28.01.2023 не устранены, информация передана в ЕДДС 29.01.2023 в 04.43.
28.02.2023 в отношении МУ «Управление городского хозяйства» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В материалах дела также представлены сведения об объеме финансирования необходимый для исполнения программы «Развитие дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры в городском поселении Данилов» на 2023-2025 годы. При рассмотрении дела мировому судье представлены путевые листы, журнал учета работы КДМ за январь-февраль 2023 года, журнал учета работы трактора за январь 2023 года из которых следует, что уборка улиц 28 и 29 января 2023 года не производилась, договор купли продажи от 02.02.2023 № 31, муниципальный контракт № 02/23 от 28.12.2022, муниципальный контракт № 03/23 от 13.01.2023, обращения главы городского поселения Данилов в Правительство Ярославской области, сенатору РФ ФИО1, Ярославскую областную Думу, Департамент дорожного хозяйства ЯО и др., а также ответы на них и иные документы.
Вынося постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении МУ «Управления городского хозяйства», мировой судья, исходил из того, что МУ «Управление городского хозяйства» предприняты все меры по обеспечению содержания в надлежащем состоянии улично-дорожной сети в зимний период времени, где было выявлено нарушение, допущенное нарушение Правил дорожного движения и норм ГОСТа, устранено в кратчайшие сроки, в рамках заключенного контракта с ИП ФИО2
Однако при рассмотрении дела судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В таблице 8.1 установлены сроки ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик, которые приведены в таблице 4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и составляют для дорог и улиц категории I категории - не более 4 (5) часов, II, III категории - не более 5 часов, IV категории - не более 6 часов, категории V - не более 12 часов. При этом нормативный срок устранения зимней скользкости установлен с момента ее обнаружения.
Согласно п.8.12 УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 8.6.
28.01.2023 сотрудником ДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России по Даниловскому району был составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по факту наличия на части дороги ул. Ленина г.Данилова на участке от ул. Володарского до ул. Петербургская колейности, рыхлого снега, у дома № 14 по ул. Ленина г. Данилова колейность составляет 13 см, у дома № 85 А по ул. Володарского г. Данилова колейность превышает 16 см, также выявлены наросты льда, завышение обочины, на перекрестке улиц Вологодской и Вятской г.Данилова наслоение рыхлого снега 14 см., угрожающей безопасности дорожного движения, произведена фотофиксация.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются ГОСТ Р 50597-2017 г., утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст. Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц, дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно п. 8.1. ГОСТ Р 50597 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" недостатки зимнего содержания, выразившиеся в наличии зимней скользкости на проезжей части дороги IV технической категории должны быть устранены в течение 6 часов. Срок зимней скользкости отсчитывается с момента ее обнаружения.
Как пояснила директор МУ «Управление городского хозяйства» Левашова А.В. и ее представитель Малкова Т.В. на 2023 год муниципальный контракт на содержание муниципальных дорог городского поселения Данилов с подрядными организациями не был заключен, в связи с чем управление городского хозяйства приняло на себя обязательства по зимнему содержанию автомобильных дорог в городском поселении Данилов, для чего в декабре 2022 городскому поселению Данилов было выделено две единицы уборочной техники.
Как следует из "Журнала учета работы трактора и КДМ на январь 2023 работы по уборке улиц 28 и 29 января не проводились, а проводились только 30 января, что подтверждается также и путевым листом.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия МУ УГХ всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения правил и требований законодательства о безопасности дорожного движения.
То обстоятельство, что на 2023 год не был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог городско поселения Данилов, не исключает наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в действиях МУ УГХ. Совершенное МУ УГХ административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области безопасности дорожного движения. Следует отметить, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств МУ УГХ является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, обязано своевременно осуществлять ремонт и содержание автомобильных дорог городского поселения Данилов.
Таким образом, получив сообщение в ЕДДС об имеющихся недостатках дорожного покрытия (колейности, рыхлого снега, завышенных обочин, зимней скользкости) МУ УГХ не предприняло все зависящие от нее меры для их устранения в установленный законодателем срок, уважительных причин не исполнения не представлено и в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований статей 24.1 и 26.11 КоАП РФ мировой судья не дала надлежащую правовую оценку всем имеющимся доказательствам, что не позволило всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело.
Указанное является существенным процессуальным нарушением и влечет отмену состоявшегося судебного постановления.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении МУ «Управление городского хозяйства» дела об административном правонарушении, были выявлены 28.01.2023 года. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, составляет три месяца.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек 28.04.2023.
Следовательно, на момент рассмотрения в Даниловском районном суде Ярославской области протеста прокурора Даниловского района Ярославской области срок давности привлечения МУ "Управление городского хозяйства" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, вопрос о возвращении дела на новое рассмотрение в отношении МУ «Управление городского хозяйства», в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. То есть в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и ст. 24.5 КоАП РФ за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица (наличии события, состава правонарушения), в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29.03.2023 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.12.34 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.