Дело № 2-532/2024
10 RS 006-01-2024-000597-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 30 июля 2024 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Назаровой Л.В., при секретаре Якшиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Елены Ойвовны к администрации Лахденпохского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Васильева Е.О. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением. Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2 (наследодатель). При вступлении в наследство и формировании наследственной массы нотариусом Шкуро А.В. письмом № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом № б/н в <адрес>, кадастровый № по тем основаниям, что представленный нотариусу истцом в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи дома от 12.11.1985г., заключенный между ФИО2 и ФИО1, не был зарегистрирован в исполнительном комитете Лахденпохского сельского Совета народных депутатов. На основании изложенного, истец просила включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности в порядке наследования на данный жилой дом.
В судебном заседании истец Васильева Е.О., её представитель адвокат Ренго А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - представитель администрации Лахденпохского муниципального района, при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. Письменных возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо - Кирсанова Э.О. просила иск удовлетворить. Притязаний относительно принадлежащей ей доли в праве собственности на жилой дом не заявила.
Третьи лица - нотариус Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия Шкуро А.В., представитель администрации Мийнальского сельского поселения, Пюннонен С.Н., будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Письменных возражений относительно заявленных требований не представили.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего и наследственного дел, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи, удостоверенный секретарем Мийнальского сельского Совета народных депутатов и зарегистрированный в реестре за №.
Согласно условий договора, ФИО1 продала ФИО2 жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 54 кв.м., стоимостью 6225 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2 (мать истца).
После смерти ФИО2 заведено наследственное дело №.
Из материалов наследственного дела ФИО2 следует, что наследниками имущества, оставшегося после ее смерти, являются истец (дочь наследодателя), дочь Кирсанова Э.О., внук – Пюннонен С.Н.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Лахденпохского нотариального округа Шкуро А.В. было отказано во включении в наследственную массу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что договор купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный секретарем исполнительного комитета Лахденпохского сельского Совета народных депутатов, за реестровым номером 33, в соответствии со ст.239 ГК РСФСР 1964 года не был зарегистрирован в Исполнительном комитете Лахденпохского сельского Совета народных депутатов. Кроме того нотариусом указано на расхождение в общей площади жилого дома, а именно в договоре указана площадь 54 кв.м., а в выписке из ЕГРН площадь объекта составляет 79,1 кв.м.
С учётом вышеизложенного, истец обратилась в суд с заявлением о включении вышеуказанного дома в наследственную массу имущества умершей ФИО2 и признании права собственности в порядке наследования.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно статье 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
При этом в силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что в процессе судебного разбирательства нашло подтверждение владения, пользования и распоряжения ФИО2 (наследодателем) на правах собственности жилым домом по адресу: <адрес>, инвентарный №, кадастровый №, <данные изъяты> о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства.
Из архивной справки муниципального учреждения «Лахденпохский архив» следует, что в фонде № Администрации Лахденпохского сельского поселения в деле №, л.32 находится договор купли-продажи, заключенный между ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный ФИО6 - секретарем исполкома Лахденпохского сельского Совета народных депутатов, зарегистрированный в реестре за №.
В техническом паспорте на жилой дом (инвентарный №) в качестве правообладателя объекта - жилого дома по адресу: <адрес>, указана ФИО2 (наследодатель) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной в материалы дела домовой книги следует, что в указанном выше жилом доме проживала ФИО1, а затем с 1985 года ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время ЕГРН содержит сведения о здании с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н, назначение – жилое, наименование - объект индивидуального жилищного строительства, инвентарный №, количество этажей - 1, площадь - 79,1 кв.м. На указанное здание информация о зарегистрированных правах, обременениях в ЕГРН отсутствует.
По мнению суда, указанные обстоятельства подтверждают возникновение у ФИО2 при жизни права собственности на спорный жилой дом, в связи с чем в состав наследственного имущества, оставшегося после ее смерти, подлежит включению жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н.
Доказательств того, что наследодатель или наследник отказались от своих прав на имущество или совершили действия, являющиеся основанием для прекращения прав на него, суду не представлено. Притязаний на оспариваемое имущество от иных лиц не имеется.
Изложенные обстоятельства являются основанием для судебной защиты, поскольку нотариусом отказано Васильевой Е.О. в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Учитывая, что срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ истек, а иные наследники не имеют правопритязаний, суд полагает необходимым признать за истцом право собственности в порядке наследования на вышеуказанный жилой дом.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за Васильевой Е.О. права собственности на жилой дом с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Карельской АССР, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н.
Признать за Васильевой Еленой Ойвовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> <данные изъяты> в порядке наследования право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за Васильевой Еленой Ойвовной права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение составлено 31 июля 2024 года