Дело (УИД) 31RS0№-86 Производство №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 19 декабря 2023 г.
Свердловский районный суд <адрес> в составе
судьи Пашковой Е.О.
при секретаре Жуненко В.А.
с участием представителей истца Рыбниковой Н.С., ответчика ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» Кулабина Е.М.,
в отсутствие представителей третьих лиц министерства автомобильных дорог и транспорта Белгородской области, министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, ООО «Белдорстрой»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старооскольского городского прокурора к ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» о возложении обязанности,
установил:
Старооскольский городской прокурор, сославшись на результаты проведенной проверки, в ходе которой было выявлено несоответствие дорожного покрытия на участке автомобильной дороги <адрес> округа и <адрес> городского округа до <адрес> городского округа установленным нормативам, в следствие чего создается опасность для здоровья и жизни пользователей данной автодороги, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, которым просил возложить на ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение ремонта вышеуказанного участка автомобильной дороги.
Требования прокурором были предъявлены в порядке административного судопроизводства. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области (определение от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области (определение от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Белдорстрой» (определение от ДД.ММ.ГГГГ). Определением от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца Рыбникова Н.С. иск поддержала. Признавая факт добровольного удовлетворения иска ответчиком в ходе рассмотрения спора, полагала возможным не приводить решение к исполнению.
Представитель ответчика ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» Кулабин Е.М. заявленные требования не признал со ссылкой на выполнение работ по приведению участка дороги в состояние, отвечающее установленным требованиям технических регламентов.
Явка иных участвующих в деле лиц, извещенных своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не обеспечена (министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области, министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области извещены в порядке, утвержденном Соглашением об обмене документами в электронном виде от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Белдорстрой» - РПО № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В качестве одних из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения действующим законодательством (статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») закреплены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Статьей 6 Закона об автомобильных дорогах закреплены в частности критерии разграничения собственности на автомобильные дороги.
Пунктом 6 данной статьи установлено, что автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «О регулировании использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений», помимо критериев отнесения дорог к дорогам регионального и межмуниципального значения, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений, относящихся к государственной собственности Белгородской области.
Под идентификационным номером № в данный перечень включена автомобильная дорога «<...>, предусмотренное покрытие облегченный асфальтобетон (справка ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Одновременно вышепоименованным постановлением правительства области закреплено, что дороги, включенные в перечень, в том числе и спорная автодорога, находятся на праве оперативного управления областного государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» (сокращенное наименование ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области».
Данное управление, в отношении которого функции и полномочия учредителя -Белгородской области осуществляет министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области, является некоммерческой организацией, созданной Белгородской областью для оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (пункты 1.2, 1.3, 1.6 Устава, утвержденного приказом министерства автомобильных дорог и транспорта Белгородской области от 28.11.2022 № 203).
Целями деятельности управления (раздел 2 Устава) помимо прочего являются: организация работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений и искусственных сооружений на них за счет и в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств. А для достижения данных целей управление осуществляет, в том числе, и мероприятия по обеспечению сохранности, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог, организации их технического обследования, обеспечение разработки основных направлений инвестиционной политики в области автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, проектов программ развития транспортной инфраструктуры и эксплуатации существующей дорожной региональной сети.
Для решения задач и функций управление наделено широким спектром полномочий, поименованных в разделе третьем Устава, выступая в качестве государственного заказчика на поставку товаров и выполнения работ при строительстве ремонте и капитальном ремонте и реконструкции дорог, получает средства областного бюджета и осуществляет оплаты работ по государственным контрактам, разрабатывает конкурсную документацию, утверждает и выдает техническое задание, утверждает сметную документацию, получает разрешения на строительство дорог, осуществляет приемку и учет объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта и проч.
ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» - это казенное учреждение, которое согласно статье 6 БК Российской Федерации является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» является казенным учреждением, которое от имени Белгородской области осуществляет весь комплекс прав и обязанностей владельца автомобильной дороги Роговатое-Преображенка-Менжулюк, осуществляет содержание данной автомобильной дороги, дорожную деятельность и обеспечивает безопасность дорожного движения на ней.
Старооскольской городской прокуратурой по обращению <...>. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, организации дорожного движения по дороге общего пользования <адрес>, в ходе которой было установлено, что по участку дороги от пересечения <адрес> городского округа и <адрес> городского округа до <адрес> городского округа проходят маршруты подвоза обучающихся <...>» (письмо Управления образования администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ МБОУ <...>» от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно письму начальника ОГИБДД УМВД России по г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в ходе выездного обследования участка автодороги были выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, а именно на протяжении всей проезжей части участка автомобильной дороги 14.ОП.МЗ.Н-687 <...> от пересечения <адрес> городского округа и <адрес> городского округа до <адрес> городского округа в нарушение пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 с учетом жилой застройки, с двух сторон отсутствует тротуар, в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется разрушение дорожного покрытия в виде выбоины размером 1,5 м* 3,10 м и глубиной 15 см (в районе <адрес>), выбоины размером 1,7 м * 1,4 глубиной 10 см (в районе <адрес>), выбоины размером 1 м * 0,8 м глубиной 10 см (в районе <адрес>), выбоины размером 1,10 м * 0,7 м глубиной 11 см (в районе <адрес>), выбоины размером 1,10 м * 0,5 м глубиной 15 см (в районе <адрес>), выбоины в размере 3 м * 0,7 м глубиной 15 см (в районе <адрес>), в нарушение пунктов 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.7.
В рамках проведения проверки соответствующие сведения о состоянии автомобильной дороги <...> истребовались городской прокуратурой в ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской <адрес>», которым сообщалось (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №), что согласно текущему техническому состоянию автомобильная дорога <...> нуждается в проведении работ по ремонту:
ремонт водопропускных сооружений,
восстановление изношенных покрытий методом холодной регенерации с добавлением органических вяжущих и неорганических материалов,
устройство асфальтобетонного покрытия,
восстановление дорожных знаков,
нанесение горизонтальной дорожной разметки.
Согласно классификации работ по содержанию автомобильных дорог, закрепленной разделом III Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, данные виды работ относятся к ремонту.
В письме ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ № помощнику прокурора Старооскольской городской прокуратуры сообщено, что ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» ежегодно осуществляет оценку технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Белгородской области, в том числе, и автомобильной дороги <...>. По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог, а также с учетом анализа аварийности формируются предложения для включения работ по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автомобильных дорог в программу дорожных работ. Согласно информации, представленной в таблице по обследованию дорог общего пользования по состоянию на март 2022 участок автомобильной дороги Роговатое-Преображенка-Менжулюк имеет рейтинг оценки критичности 14 баллов, что соответствует включению участка автомобильной дороги в программу дорожных работ на 2024 г.
Из содержания информации по обследованию дорог общего пользования области по состоянию на март 2022 г., подготовленной самим ответчиком, следует, что автодорога Роговатое-Преображенка-Менжулюк, протяженностью 11,8 км, требует ремонта, плановая дата ремонта участка протяженностью 5,3 км 2025 г.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В частности, в соответствии с пунктом 13 (13.2) технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности:
на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц,
сцепные качества дорожного покрытия должны обеспечивать безопасные условия движения транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью при условии соответствия их эксплуатационного состояния установленным требованиям,
ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения.
Пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Несоответствие автомобильной дороги требованиям безопасности (в том числе, наличие на проезжей части проломов, просадок, выбоин и иных повреждений и дефектов, нарушение сцепных качеств дорожного покрытия, ровности дорожного покрытия и проч.), а также отсутствие соответствующей горизонтальной дорожной разметки и дорожных знаков, призванных упорядочивать и регулировать дорожное движение создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Законом об автомобильных дорогах, в частности статьей 17, предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, согласно которому оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации, целью является определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Проводится данная оценка владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Пунктом 4 данного порядка определены виды обследований и их периодичность.
В пункте пятом Порядка детально регламентировано, какие параметры подлежат определению в процессе обследования автомобильных дорог. В частности определяются, как постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (определен перечень параметров), так и переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия, сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин, прочность дорожной одежды, грузоподъемность искусственных дорожных сооружений, объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения), а также характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта.
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (пункт 6).
Таким образом, оценка технического состояния автомобильной дороги на основании результатов обследования и анализа о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог является непосредственной и первостепенной обязанностью владельца автомобильной дороги, позволяющей впоследствии, определить, помимо прочего, перечень и объемы работ по содержанию и ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог. Заявленные истцом недостатки могут быть подтверждены либо опровергнуты только результатами оценки технического состояния владельца автомобильной дороги.
Полномочия владельца в отношении дороги межмуниципального значения Роговатое-Преображенка-Менжулюк осуществляет ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области». Хотя отвечающий вышеприведенным требованиям, документ, подтверждающий проведение оценки технического состояния данной автомобильной дороги, ответчиком в материалы дела не представлен, однако в ходе рассмотрения спора ответчик фактически признал, что на момент обращения истца с иском данный участок дороги нормативным требованиям не соответствовал и наличествовала необходимость осуществления на нем ремонтных работ.
В ходе рассмотрения гражданского дела, ответчиком на данном участке автомобильной дороги был осуществлен комплекс работ, направленных на приведение его в состояние, отвечающее требованиям технических регламентов. В подтверждение чего, ответчиком представлены акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на автодороге Роговатое-Преображенка-Менжулюк осуществлены срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий, подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии, устройство выравнивающего слоя из асфальнобетонной смеси, а также акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлены работы по срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий, подгрунтовые работы путем розлива битумной эмульсии, устройство нижнего слоя покрытия из горячих асфальтобетонных смесей на общую сумму 6 686,944,45 руб.
Представлены фотоматериалы, подтверждающие осуществление указанных работ.
В материалы дела представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № комиссионного обследования автомобильной дороги Роговатое-Преображенка-Менжулюк, согласно которому комиссией в составе представителя ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области Братчина Д.А., представителя прокуратуры – помощника прокурора г. Старый Оскол Дрюкова А.А., представителя подрядной организации, эксплуатирующей автодорогу, Куц М.С., проведено обследование участка автомобильной дороги <...> км 0+000 – 2+900, в результате которого определено, что транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги соответствуют требованиям технических регламентов Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в ходе рассмотрения спора, иск прокурора был добровольно удовлетворен ответчиком, участок дороги приведен в состояние, при котором его транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги соответствуют требованиям технических регламентов Российской Федерации, что следует из вышеприведенного акта от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, однако решение суда надлежит не приводить к исполнению в связи с фактическим его исполнением ответчиком.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Старооскольского городского прокурора (ИНН №, ОГРН №), поданный в интересах неопределенного круга лиц, к ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» (ИНН №, ОГРН №) о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» обязанность организовать проведение ремонта участка автомобильной дороги 14.ОП.МЗ.Н-687 «<...>» от пересечения <адрес> городского округа и <адрес> городского округа до <адрес> городского округа.
Решение суда не приводить к исполнению в связи с фактическим исполнением ответчиком ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области».
Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.О. Пашкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ