Дело № 5-1385/2022
УИД 18RS0005-01-2022-001899-98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 мая 2022 года г. Ижевск
Судья Устиновского pайонного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Войтович В.В., с участием представителя Кузнецова А.Е. - Комышева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Кузнецова А.Е. о привлечении к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
01.04.2022г. в Устиновский районный суд г. Ижевска поступил материал дела об административном правонарушении в отношении Кузнецова А.Е. по факту возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с тем, что в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не организовано исполнение в установленный срок законного предписания органа от ДД.ММ.ГГГГ №, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, выразившееся в не проведении мероприятий по разработке проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия и проведению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в срок до 22.01.2022г.
Судом из Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики затребованы оригиналы дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ оригиналы дела об административном правонарушении предоставлены в суд, на ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 час. назначено судебное заседание.
В судебное заседание заместитель руководителя - начальник отдела государственного надзора и нормативно-правовой работы Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - Кузнецов А.Е., уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В судебном заседании представитель Кузнецова А.Е. - Комышев А.А. пояснил, что Кузнецов А.Е. вину в совершении административного правонарушения, события которого изложены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № признает, просил суд ограничиться предупреждением.
Заслушав пояснения представителя Кузнецова А.Е. - Комышев А.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе оригиналы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Положениями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об объектах культурного наследия) урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и по реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также по реализации прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, по защите, восстановлению и сохранению историко-культурной среды обитания, защите и сохранению источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства УР от 17.09.2001г. № 966 «Об отнесении недвижимых объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории памятников истории и культуры местного (Удмуртской Республики) значения» здание, расположенное по адресу: <адрес> государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (реестровый №) в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Торговые ряды под Вознесенским Собором» (далее - объект культурного наследия).
Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР от 10.05.2017г. № 070 утверждено Охранное обязательство на объект культурного наследия - «Торговые ряды под Вознесенским Собором», входящие в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Вознесенской (Красной) площади, 1776-1814, 1818-1927г.г», расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения 14.04.2017г. мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, установлены факты неудовлетворительного состояния юго-западной части объекта культурного наследия (литера А1 - неэксплуатируемой части, литера А2 и А3) и аварийного состояния юго-восточной части объекта культурного наследия (литера А1- неэксплуатируемая часть).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве - 12/100) Кузнецову А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с указанным, Кузнецову А.Е. Агентством выдано предписание ДД.ММ.ГГГГ. № № об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в результате мероприятий по контроля за состоянием объекта культурного наследия, согласно которому Кузнецову А.Е. предписывалось в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно:
- разработку проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 21.10.2015г. № 2526.
В период с 22 января 2018 г. по 16 февраля 2018 г. была проведена внеплановая документарная проверка исполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. № в части разработки проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
По результатам проверки (акт от ДД.ММ.ГГГГ №) был установлен факт неисполнения пункта 1 предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно Кузнецовым А.Е. не была организована разработка проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
В связи с чем, Кузнецову А.Е. было выдано повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно о разработке проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ Агентством проведена внеплановая документарная проверка исполнения Кузнецовым А.Е. предписаний Агентства:
- от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ № об организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно о разработке проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ. № в срок до 31.12.2018г.
По результатам проверки установлено, что Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не исполнены.
В связи с указанным, Кузнецову А.Е. было выдано очередное предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно:
- разработку проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № (в ред. от 24.06.2016г. №)
- проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Агентством проведена внеплановая документарная проверка исполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам проверки выявлены факты невыполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №.
В этой связи Кузнецову А.Е. выдано очередное предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому предписывалось в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно:
- разработку проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от 05.06.2015г. № (в ред. от 24.06.2016г. №);
- проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 21.10.2015г. №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Агентством проведена внеплановая документарная проверка исполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проверки (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) выявлены факты невыполнения ФИО1 предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №.
В предписании от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Кузнецову А.Е. указано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядке, а именно:
- разработку проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказами Министерства культуры РФ от 05.06.2015г. № (в ред. от 24.06.2016г. №);
- проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 21.10.2015г. №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Агентством проведена внеплановая документарная проверка исполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проверки (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) выявлены факты невыполнения Кузнецовым А.Е. предписания Агентства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 47.1 Закона об объектах культурного наследия ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
В соответствии с подп. 1 п. 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона (если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с п. 1 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Пунктом 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия установлено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с Положением об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.02.2016 г. № 74, Агентство является региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 4 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 8 июня 2016 г. № 1278 утвержден Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 5 июня 2015 г. № 1749 (в ред. от 24.06.2016 г.) утвержден Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 21 октября 2015 г. № 2625 утвержден Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № срок до ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Е. в уполномоченный орган (Агентство) не обращался за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработку проектной документации), не обращался за согласованием разработанной проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ. Заявлений о получении разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (на проведение ремонтно-реставрационных работ) в Агентство не поступало.
Документы, подтверждающие исполнение требований выданного предписания в Агентство не представлены.
Неисполнение Кузнецовым А.Е. предписания от ДД.ММ.ГГГГ № срок до ДД.ММ.ГГГГ послужило основанием для составления в отношении последнего протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.03.2021г., актом проверки № от 10.02.2021г., приказом о проведении внеплановой документарной проверки № от 28.01.2021г., предписанием № от 03.02.2020г., актом проверки № от 03.02.2020г., предписанием № от 15.01.2019г., актом проверки № от 15.01.2019г., предписанием № от 16.02.2018г., актом проверки № от 16.02.2018г., предписанием № от 12.05.2017г., актом технического состояния объекта культурного наследия от 14.04.2017г., фототаблицей, заданием № от 12.04.2017г., выпиской из ЕГРН, приказом № от 10.05.2017г., охранным обязательством, паспортом объекта культурного наследия, постановлением № от 17.09.2011г., предписанием об устранении выявленных в результате проверки нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом о решении проведения внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, актом документарной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и иными материалами дела.
Таким образом, Кузнецовым А.Е. не было выполнено в установленный срок (до 22.01.2022г.) законное предписание органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, чем допущено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Системное толкование приведенных выше норм, а также положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, позволяют прийти к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ составляет три месяца.
Срок исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений ИП Кузнецову А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, срок давности привлечения к административной ответственности истек 22.04.2022г.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса (п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, производство по делу по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Кузнецова А.Е. подлежит прекращению по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство делу об административном правонарушении, возбужденное по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Кузнецова А.Е., - прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через суд вынесший настоящее постановление.
Судья В.В. Войтович