Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-149/2023 от 19.07.2023

    Судья Шемуранов И.Н.                                                 Дело №7р-149/2023

РЕШЕНИЕ

    г. Йошкар-Ола                                                              6 сентября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В., рассмотрев жалобу администрации Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл на постановление старшего судебного пристава Советского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мокеевой Е.А. от 17 мая 2023 года №003/01 и решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

администрации Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл, расположенной по адресу: <адрес>, ИНН <№>, <№>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего судебного пристава Советского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мокеевой Е.А. от 17 мая 2023 года №003/01 (далее – Советского РОСП УФССП по Республике Марий Эл) Мокеевой Е.А. от 17 мая 2023 года №003/01 администрация Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл (далее - администрация, должник) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 июня 2023 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба администрации – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл администрация просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что реальной возможности исполнить решение суда до окончания установленного срока исполнения не имелось, поскольку денежные средства для исполнения решения суда, несмотря на неоднократные обращения, выделены не были.

Законный представитель, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, старший судебный пристав Советского РОСП УФССП по Республике Марий Эл Мокеева Е.А., потерпевшие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на рассмотрение жалобы не явились, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела по жалобе №12-74/2023, материалы исполнительного производства                                 <№>-ИП по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

На основании статьи 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 указанного Закона об исполнительном производстве).

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, 29 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа                        №<№> от 20 января 2022 года, выданного Советским районным судом Республики Марий Эл, в отношении администрации Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл возбуждено исполнительное производство <№>-ИП о возложении обязанности предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм в границах соответствующего сельского поселения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Республике Марий Эл от 5 мая 2022 года с администрации взыскан исполнительский сбор. Определением Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 июня 2022 года администрация Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района РеспубликиМарий Эл освобождено от уплаты исполнительского сбора (л.д.28-30).

Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Советского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мокеевой Е.А. по делу №006/01 от 30 ноября 2022 года администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д.9-10).

Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 января 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения.

6 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о предъявлении должнику требований, которым на администрацию возложена обязанность в срок до 30 апреля 2023 года исполнить решение суда по делу №2414/2021, вступившее в законную силу, а именно: предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных социальных норм в границах соответствующего сельского поселения, а также предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Постановление получено администрацией 6 марта 2023 года.

Неисполнение администрацией законных требований судебного пристава-исполнителя, содержащихся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 6 марта 2023 года, то есть неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, послужило основанием для привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого администрации административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: исполнительным листом по делу №2-414/2021 (л.д.26-27), постановлением о возбуждении исполнительного производства <№> от 29 марта 2022 года (л.д.8), постановлением о предъявлении должнику-организации требований от 6 марта 2023 года (л.д.31),предупреждением 6 марта 2023 года (л.д.21-оборот), протоколом об административном правонарушении от 3 мая 2023 года (л.д.33-34), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия администрации квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку факты, на которые ссылается заявитель к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, не относятся.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Должностное лицо отдела судебных приставов и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установлен должностным лицом и судьей районного суда на основании исследования совокупности перечисленных выше доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.

Вопреки доводам жалобы уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). Доказательств объективного характера, возникших не по вине администрации, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о том, что администрация Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл обращалась с заявлениями в Собрание депутатов Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл, руководителю финансового управления Советского муниципального района Республики Марий Эл, и.о. главы администрации Советского муниципального района (25 октября 2022 года) по вопросу выделения денежных средств для исполнения судебного решения (л.д. 11-13, 14-16,17-18) не свидетельствует о том, что приняты все зависящие от нее меры для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

Кроме того, должник в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.

Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов должностного лица и судьи районного суда, направлены на иную оценку представленных доказательств и обстоятельств дела, что не может являться основанием к отмене верного по существу постановления должностного лица и решения судьи.

Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению взыскателей по исполнительному производству жилым помещением, отвечающим установленным законом требованиям, по договору социального найма не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.

Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателей и приводит к нарушению их права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, в связи с чем, принимая во внимание социальную значимость защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, непринятие своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя, судья пришел к правильному выводу о законности постановления должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

То обстоятельство, что определением Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 июня 2022 года администрация Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл освобождено от уплаты исполнительского сбора, не свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на установленные институты государственной власти. В связи с отсутствием установленных законом оснований назначенное наказание не может быть заменено на предупреждение.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения судьи, не установлено, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего судебного пристава Советского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Мокеевой Е.А. от 17 мая 2023 года №003/01, решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл оставить без изменения, жалобу администрации Алексеевского сельского поселения Советского муниципального района Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Судья                                                                                   К.В. Алимгулова

7р-149/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
администрация Алексеевского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Алимгулова Кира Витальевна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
19.07.2023Материалы переданы в производство судье
15.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
11.09.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее