УИД 14RS0035-01-2023-014494-17
Дело №2-10864/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Якутск 28 ноября 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Захаровой Е.В., при секретаре Турниной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Растошанской Галины Ивановны к ДЭК «Якутскэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «РИФ», публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» о признании незаконными и отмене начислений по оплате за коммунальные услуги,
установил:
Растошанская Г.И. обратилась в суд с иском к ДЭК «Якутскэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «РИФ» (далее ООО «РИФ») о признании незаконными и отмене начислений по оплате за коммунальные услуги за период с ____ года по ____ года, указывая на то, что она является пенсионером, ей необоснованно начислены пени за теплоэнергию, а также незаконно увеличена сумма ежемесячных платежей со стороны управляющей компании. Просит признать расчеты и начисления за указанный период незаконными и отменить их, обязать ответчиков произвести ей перерасчет.
При принятии иска Растошанской Г.И. определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2023 года в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено к участию в деле публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее ПАО «Якутскэнерго»).
В ходе подготовки представитель ПАО «Якутскэнерго» Матвеева Т.В. ходатайствовала о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2023 года был изменен процессуальный статус публичного акционерного общества «Якутскэнерго» с третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на соответчика. При этом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании истец Растошанская Г.И. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ей 82 года, проживает на одну пенсию, но всегда исправно оплачивала коммунальные услуги, считает, что сумма в размере 23 000 рублей, выставленная за перерасход тепловой энергии необоснованно велика. При этом при оплате квартплаты за июль Растошанская Г.И. обнаружила факт начисления пени, в квитанции за июнь пени не было, за июль выставлены пени на сумму 205 рублей 77 копеек. Для пенсионера это значительная сумма. Также управляющей компанией «РИФ» была организована газовая проверка, за данную услугу с квартиры брали оплату в размере 1800 рублей.
Представитель ООО «РИФ» Черепанова А.У. в суде с иском не согласилась, просила отказать в связи с тем, что согласно финансовым счетам истца за период с января 2023 года по ноябрь 2023 года коммунальные услуги «отопление» на содержание общего имущества многоквартирного дома не начислялись и не взымались.
Представитель ПАО «Якутскэнерго» Колесов А.Ф. суду пояснил, что нарушений при расчете платы за коммунальную услугу отопления не имелось.
Представитель Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Якимец Ю.В. суду пояснила, что нарушений начисления платы за жилищно-коммунальные услуги в деятельности ПАО «Якутскэнерго» не выявлено.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Истец Растошанская Г.И. является собственником квартиры № по адресу ____.
По адресу ____ исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению является Публичное акционерное общество ДЭК «Якутскэнергосбыт».
Обращаясь в суд, Растошанская Г.И. указывала на неправомерное начисление платы за тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом ____, в котором проживает Растошанская Г.И., имеет два ввода тепловых сетей (в целях теплоснабжения жилой и нежилой частей дома), на каждом из которых установлены приборы учета тепловой энергии. Установленные приборы учета учитывают количество тепловой энергии, расходуемой на отопление жилой части дома (далее ОДПУ ТЭ) и отдельно на отопление нежилой части дома – магазина, расположенного на ___ этаже.
В силу абзацев 3.5 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, (далее Правила №354) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения №2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При этом используется среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 3.4 Приложения 32 к Правилам №354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Корректировка размера платы при способе оплаты равномерно в течение календарного года применяется в связи с использованием средней величины потребляемой тепловой энергии (среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний прибора учета за предыдущий год), её целью является учет фактически потребленного объема коммунального ресурса при расчета с ресурсоснабжающей организацией (решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года №АКПИ21-140).
При этом выявленная разница может быть как положительная, так и отрицательная.
Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года №337 «О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)» оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется ежемесячно равными долями в течение календарного года в отношении муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), за исключением городского округа «Жатай».
Таким образом, в отношении муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), за исключением городского округа «Жатай», подлежат применению формулы приложения №2 к Правилам №354 (размер платы за отопление определяется равномерно в течение календарного года и корректируется исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным).
Из сведений, предоставленных ПАО «Якутскэнерго» (письмо от ____ года № следует, что в ____ года по лицевому счету № по адресу ____ произведен перерасчет среднемесячных объемов потребления от показаний ОДПУ ТЭ за 2021 году на фактический объем потребления тепловой энергии, определенный по показаниям ОДПУ ТЭ за 2022 года в сторону увеличения на 13 066 рублей 68 копеек.
За период ____ года по ____ года расчет производился по показаниям ОДПУ ТЭ за 2022 год.
За период ____ года по ноябрь 2022 года расчет производился по среднемесячному объему потребления согласно пункту 59(1) Правил №354 в связи с отсутствием показаний ОДПУ ТЭ.
____ года расчет производился по нормативу, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №446 от 13 октября 2012 года согласно Правил №354.
Также в ____ года согласно среднему объему потребления от показаний ОДПУ ТЭ за 2022 год произведено доначисление тепловой энергии за период с ____ года по ____ года на сумму 3 467 рублей 95 копеек. По квартире №26 ежемесячное доначисление с ____ года составляет 3 680 рублей 07 копеек.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: город Якутск, улица Хабарова дом 5, оформленного протоколом от 25 сентября 2020 года, управляющей организацией по данному многоквартирному дому избрано ООО «РИФ» (вопрос №6).
Оснащение ОДПУ ТЭ производится непосредственно со стороны управляющей компании.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
ОДПУ ТЭ многоквартирного жилого дома ____ в осенне-зимний период 2021-2022 годов введен в эксплуатацию в качестве коммерческого актом периодической проверки узла учета тепловой энергии от 27 июля 2021 года.
На основании заявки от управляющей организации ОДПУ ТЭ 22 июня 2022 года выведен из эксплуатации в качестве коммерческого в целях осуществления мероприятий по очередной поверке приборов учета, входящих в состав узла учета.
По итогам технических осмотров от 13 декабря 2022 года, 10 января 2023 года ОДПУ ТЭ не был допущен к эксплуатации в качестве коммерческого по причине наличия замечаний (отсутствия приборов учета, входящих в состав ОДПУ ТЭ).
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации является требованием к содержанию общего имущества многоквартирного дома, соответственно, данные действия находятся в зоне ответственности управляющей организации в соответствии с пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Акт периодической проверки узла учета тепловой энергии, который служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, перед осенне-зимним периодом 2022-2023 годов отсутствовал.
Таким образом, по данному многоквартирному жилому дому при осуществлении корректировки (перерасчета) размера платы за коммунальные услуги по отоплению за 2022 год были применены замещающие показатели по нормативу и среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, которые превышают фактическое потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ ТЭ за предыдущие отопительные периоды. Применению замещающих показателей послужило невыполнение со стороны управляющей организации мероприятий по обеспечению работоспособности и последующего допуска в эксплуатацию ОДПУ ТЭ к отопительному периоду 2022-2023 года.
С ____ года ОДПУ ТЭ выведен из эксплуатации, следовательно, показания не предоставлялись, применялся расчетный метод.
Согласно п. 59.1 Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Актом периодической проверки узла учета тепловой энергии от ____ года ОДПУ ТЭ по вышеуказанному адресу допущен к эксплуатации.
Порядок определения размера платы за услугу «отопление» в квартире ____ был предметом проверки, проведенной Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (требование №08-04-23-1143 от 29 июня 2023 года, решение о проведении документарной проверки от 29 июня 2023 года №01-09-23-1252, акт документарной проверки от 28 июля 2023 года №08-01-23/Ж-448, предписание №08-02-23/Ж-167 от 28 июля 2023 года, акт проверки №08-01-23/Ж-358 от 27 июня 2023 года, предписание от 08-02-23/Ж-132 от 27 июня 2023 года).
31 августа 2023 года Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) отозвало акт проверки №08-01-23/Ж-448 от 28 июля 2023 года и предписание №08-02-23/Ж-167 от 28 июля 2023 года в связи с ошибочными выводами специалиста о неправомерном начислении платы за тепловую энергию по многоквартирному дому город Якутск, улица Хабарова, дом 5.
В настоящее время постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года №446 установлен норматив потребления тепловой энергии, который составляет для пятиэтажных домов 0,0391 Гкал на 1 кв.м. общей площади помещений в месяц. Так как общая площадь помещений вышеуказанного многоквартирного дома 2500,2 кв.м., нормативный объем потребления тепловой энергии в месяц будет рассчитываться по формуле: 0,0391 Гкал/ кв.м. х 2500,2 кв.м. =97,7578 Гкал/кв.м.
Вместе с тем, в ходе проверки специалистом применен неправильный норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0293 Гкал на 1 кв.м.
По вопросу проверки газа на основании протокола №1 от 17апреля 2023 года внеочередного общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома была проведена диагностика газового оборудования с внесением услуг экспертной организации отдельной строкой в платежной квитанции в размере 1800 рублей.
Таким образом, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) не было установлено нарушений порядка расчета платы за коммунальные услуги и по оплате за проведение диагностики газа (письмо заместителя руководителя управления от 8 сентября 2023 года №01-27-6633). Письмом от 2 августа 2023 года №01-26-5526 управление отозвало акт проверки №08-01-23/Ж-358 от 27 июня 2023 года и предписание от 08-02-23/Ж-132 от 27 июня 2023 года.
Растошанская Г.И. неоднократно обращалась в прокуратуру, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия), Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), к публичному акционерному обществу «Якутскэнерго», ДЭК «Якутскэнергосбыт» по вопросу неправомерного повышения платы за коммунальные услуги.
Между тем по результатам её обращений в ходе проводимых уполномоченными органами проверок нарушений начисления платы за коммунальные услуги не было выявлено. Повышение платы согласно пояснениям представителей ДЭК «Якутскэнергосбыт» и ПАО «Якутскэнерго», ответов и писем на обращения Растошанской Г.И. обусловлено выходом из строя ОДПУ ТЭ и корректировкой начислений по коммунальным услугам за предыдущие годы, что допускается п. 59.1 Правил №354.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными расчетов и начислений за период с ____ года по ____ года и возложении обязанности на ответчиков по осуществлению перерасчета.
Судом не установлено нарушений требований закона при расчете платы за коммунальные услуги в отношении Растошанской Г.И.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Иных требований Растошанской Г.И. со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» заявлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В иске Растошанской Галины Ивановны к ДЭК «Якутскэнергосбыт», публичному акционерному обществу «Якутскэнерго», обществу с ограниченной ответственностью «РИФ» о признании незаконными и отмене начислений по оплате за коммунальные услуги за период с ____ год по ____ года, возложении обязанности произвести перерасчет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий: п/п Е.В. Захарова
Копия верна:
Судья Е.В. Захарова
Секретарь М.Ю.Турнина
Решение принято в окончательной форме 04 декабря 2023 года.