УИД 86RS0001-01-2022-001345-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шумей В.В.,
с участием представителя истца – помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Гладких П.Г., представителя ответчика Волынца М.А., представителей третьих лиц Григорьевой Е.Г., Морозова М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-987/2022 по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Северречфлот» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратится с заявлением об исключении объекта из реестра маломерных судов, третьи лица Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
УСТАНОВИЛ:
Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Северречфлот» об устранении нарушений законодательства о безопасности судоходства, просит признать бездействие незаконным, обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратился в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО –Югры с заявлением об исключении причального понтона из реестра маломерных судов; обратиться в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона в реестр плавучих судов.
Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности плавания при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС МЧС России, установлено, что на причальный пассажирский понтон длиной 25,8 м., регистрационный (идентификационный) номер ТИ3059, принадлежащий на праве собственности АО «Северрефлот», выдан судовой билет маломерного суда серии Г № 252799, судно зарегистрировано в качестве маломерного.
Федеральным законом от 23.04.2012 года №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», вступившим в силу 25.05.2012 года установлено, что под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Таким образом, понтон не относится к категории маломерных судов, при этом является плавучим объектом, в связи с чем, является объектом надзора территориальных органов ГИМС МЧС. До настоящего времени плавучий объект не исключен из реестра маломерных судов и не включен в реестр плавучих объектов.
Истец просит суд признать бездействие незаконным, обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратился в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО –Югры с заявлением об исключении причального понтона из реестра маломерных судов; в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона в реестр плавучих судов.
При рассмотрении дела стороной истца были изменены исковые требования, а в дальнейшем представлено заявление об отказе от требований в части возложения обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона в реестр плавучих судов.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 13.04.2022 года производство по гражданскому делу № 2-987/2022 по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Северречфлот» в части заявленного требования о возложения обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона (ТИ3059) в реестр плавучих судов, прекращено.
С учетом измененных исковых требований истец просит суд признать незаконным бездействие Акционерного общества «Северречфлот» в части непринятия мер по исключению плавучего объекта - причального пассажирского понтон длиной 25,8 м., идентификационный номер ТИ3059, из реестра маломерных судов, обязать ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратится с заявлением в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением об исключении причального понтона из реестра маломерных судов.
Представитель истца Гладких П.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Волынец М.А. в судебном заседании возражал против иска, считает требования истца необоснованными, просит в иске отказать с учетом доводов, изложенных в возражениях., так же представитель ответчика просит при принятии решения учесть, что в настоящее время уже начинается навигационный период и указанное судно используется в том числе по контракту при оказании услуг по перевозке пассажиров в труднодоступные населенные пункты и при возложении обязанности обратится с заявлением в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС в течение 4 месяцев, может быть поставлено под угрозу исполнение контрактов.
Представители третьих лиц Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Григорьева Е.Г. и Морозов М.Д. в судебном заседании указали,. что считают требования истца законными и обоснованными.
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно понятиям, данным в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу части 1.2 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
В силу части 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.
Согласно части 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по вопросам исполнения законодательства о безопасности плавания, установлен плавучий объект пассажирский понтон (идентификационный номер ТИ3059) длиной 25,8 м., принадлежащий Акционерному обществу «Северречфлот».
Указанный объект с 12.02.2008 года состоит на учете в Центре ГИМС Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в качестве маломерного судна, о чем выдан судовой билет маломерного судна серии Г № 252799.
Функции держателя и администратора реестра маломерных судов возложены на Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), структурно входящую в систему МЧС России, в компетенцию которого входит также издание ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих процедурные правила государственной регистрации судов данной категории.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года №835, ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
Таким образом, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов.
Ответчиком не представлено доказательств классификации принадлежащего ему объекта как маломерного судна.
Более того, в судебном заседании установлено, что причальный пассажирский понтон относятся к числу плавучих объектов, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат учету бассейновыми учреждениями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска, в связи с чем подлежат исключению из реестра маломерных судов.
Доводы ответчика, приведенные в возражениях, не свидетельствуют о незаконности заявленных требований, но должны быть учтены, как обоснованные в части установления сроков исполнения настоящего решения суда, так как в период навигации выполнение требуемых прокурором действий может привести к нарушениям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и, как следствие, возможным нарушениям обязанностей по перевозке граждан в труднодоступные места Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по государственным и муниципальным контрактам.
Пассажирский понтон длиной 25,8 м. зарегистрирован в качестве маломерного судна 12.02.2008 года.
Федеральным законом от 23.04.2012 года №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», вступившим в силу 25.05.2012 года установлено, что под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года №367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 3, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей.
В силу положений статей 55-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из пояснений представителя ответчика следует, что понтон активно эксплуатируется в соответствии с его целевым назначением. Тот факт, что на дату регистрации объекта указанные требованиям к маломерным судам не были установлены, не освобождает ответчика от исполнения действующего законодательств при продолжении эксплуатации плавучего объекта в качестве такового после внесения изменений столь длительный срок, учитывая, что пассажирский понтон маломерным судном не является и не может состоять в реестре маломерных судов.
Обстоятельства неиспользования спорного имущества в коммерческих целях, значимыми для дела не являются, поскольку не подтверждают отнесение объекта к маломерным судам, а обязанность постановки плавучих объектов на надлежащий учет возникает вне зависимости от целей их эксплуатации. При том, что необходимость учета плавучих объектов связана с обобщением информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях во избежание любых факторов, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска Сургутского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Акционерного общества «Северречфлот», выразившегося в непринятии мер по исключению причального пассажирского понтона длиной 25,8 м., идентификационный номер ТИ3059, из реестра маломерных судов и так же суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности обратиться в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с целью исключения причального пассажирского понтона, идентификационный номер ТИ3059, из реестра маломерных судов, установив срок для исполнения данной обязанности - 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по вышеуказанным основаниям.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае государственная пошлина зачисляется в доход соответствующего бюджета. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в бюджет города Ханты-Мансийска в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сургутского транспортного прокурора к Акционерному обществу «Северречфлот» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Акционерного общества «Северречфлот», выразившееся в непринятии мер по исключению причального пассажирского понтона длиной 25,8 м., идентификационный номер ТИ3059, из реестра маломерных судов.
Обязать Акционерное общество «Северречфлот», в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, обратиться в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с целью исключения причального пассажирского понтона, идентификационный номер ТИ3059, из реестра маломерных судов.
Взыскать с Акционерного общества «Северречфлот» государственную пошлину в бюджет города Ханты-Мансийска в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
Районного суда Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 20 апреля 2022 года.