Дело №2-1731/2023
УИД № 59RS0040-01-2023-001978-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.
при секретаре судебного заседания Фоминых Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском гражданское дело по иску Осиповой В.А. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
У с т а н о в и л:
Осипова В.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии. В обоснование требования указала, что она 12 октября 2021 года обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю № от 21 января 2022 года ей (истцу) отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. Согласно решению, её (истца) специальный трудовой стаж составил 24 года 5 месяцев 5 дней, стаж на соответствующих видах работ недостаточен для назначения пенсии. В специальный стаж не включен период работы с 03 сентября 1986 года по 07 августа 1988 года (01-11-5) в должности воспитателя в <данные изъяты>, по причине не соответствия наименования учреждения «Совхоз» действующему Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, утвержденному постановлением правительства РФ № 1397. Согласно акта приемки в эксплуатацию приемочной комиссии законченного строительством объекта от 20 сентября 1980 года в эксплуатацию был принят детсад-ясли на 140 мест в <данные изъяты>, застройщиком данного Детсада ясли являлся <данные изъяты>, в штате совхоза состоял обслуживающий педагогический персонал данного детсада ясли на 140 мест. Прием и увольнение сотрудников детсада ясли на работу осуществляли работники отдела кадров <данные изъяты>, что подтверждается выписками из книги приказов <данные изъяты>. Считает, отказ ответчика включить вышеуказанные периоды в специальный стаж, назначения пенсии незаконным, нарушающим её конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии. Истец просит включить вышеназванные спорные периоды в специальный стаж, назначить пенсию с момента обращения с 12 октября 2021 года.
Истец Осипова В.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд уточненное исковое заявление о назначении досрочной пенсии по старости с момента возникновения права.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю Кустов А.Л. о дне, времени и месте судебного заседания извещен, представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по доводам изложенным в возражениях.
С учетом возражений со стороны истца, неявки ответчика, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания, в соответствии с главой 22 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, защита гражданских прав осуществляется путем признания права. (ст.ст.8, 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в частью 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии с Разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 октября 2003 года № 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую ( статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 12 октября 2021 года Осипова В.А. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю № от 21 января 2022 года в досрочном назначении пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (менее 25 лет), а также отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с ч.1.1 ст. 30 Закона №400-Фз с учетом положений ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ и несоблюдении срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии, предусмотренного п. 19 Правил от 17 ноября 2014 года №884н. Специальный стаж на дату обращения составил 24 года 5 месяцев 5 дней.
Из указанного решения следует, что в специальный стаж не включен в том числе спорный период работы: с 03 сентября 1986 года по 07 августа 1988 года (01-11-5) в должности воспитателя в <данные изъяты>, так как наименование учреждения «Совхоз» не предусмотрено Списком № 1397 (л.д. 6-9).
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы: с 03 сентября 1986 года по 07 августа 1988 года (01-11-05) в должности воспитателя в <данные изъяты>, суд исходит из следующего.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Осиповой (Санниковой) В.А. следует, что 03 сентября 1986 года она принята в <данные изъяты> на должность воспитателя на основании приказа № от 03 сентября 1986 года (запись под №); 06 октября 1988 года уволена из совхоза по ст. 31 КЗоТ РСФСР на основании приказа № от 05 октября 1988 года (запись под №), 08 августа 1988 года принята воспитателем в <данные изъяты> на основании приказа № от 08 августа 1988 года (запись под №), 09 ноября 1988 года уволена из совхоза по ст. 31 КЗоТ РСФСР на основании приказа № от 09 ноября 1988 года (запись под №) (л.д. 10).
Согласно акта приемки в эксплуатацию приемочной комиссии законченного строительством объекта от 20 сентября 1980 года в эксплуатацию был принят детсад ясли на 140 мест в <адрес> (л.д. 19-20).
Согласно архивной справке № от 06 сентября 2021 года в документах архивного фонда № <данные изъяты> содержатся сведения о трудовом стаже Санниковой В.А., 1967 года рождения за 1986-1988 годы: принять в <данные изъяты> воспитателем Санникову В.А. с 03 сентября 1986 года (приказ № от 03 сентября 1986 года); предоставить очередной отпуск Санниковой В.А. – воспитателю с 29 августа 1987 года по 10 октября 1987 года 36 р.д. (так в документах) (приказ № от 27 августа 1987 года); предоставить Санниковой В.А. отпуск по уходу за ребенком до исполнения 1-го года с 13 октября 1987 года по 04 июля 1988 года (так в документах) (приказ № от 03 сентября 1986 года); уволить из <данные изъяты> Санникову В.А. (так в документах) по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по собственному желанию) с 06 октября 1988 года (приказ 59/6 от 05 октября 1988 года) (л.д. 32).
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями приказов о приеме на работу, предоставлении отпусков, увольнении (л.д. 38-44).
Из архивной справки № от 24 февраля 2022 года следует, что в документах архивного фонда № <данные изъяты> в лицевых счетах за 1986-1988 годы значится Санникова В.А., должность не указана, имеются сведения о её заработке (л.д. 45).
Суд, с учетом перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), (далее - Перечень 1959 года) - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, на основании анализа и оценки по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленных в материалы дела доказательств, приходит к выводу о том, что период работы истца с 03 сентября 1986 года по 07 августа 1988 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку профессия «воспитатель» и учреждение «детский сад» предусмотрены во всех Списках и Перечне 1959 года. Исследованными доказательствами, в том числе архивными и первичными кадровыми документами, подтверждается, что в совхозе «Ножовский» имелось структурное подразделение - детский сад-ясли, в котором истец работала воспитателем. Наименование должности, в которой работала истец, содержит предусмотренную Списком должность воспитателя. Подтверждения работы в этой должности на полную ставку в спорный период не требуется.
Доводы ответчика о том, что наименование учреждения «Совхоз» не предусмотрено Списком № 1397 отклоняются в силу следующего.
Во всех Списках и Перечне 1959 года предусмотрены учреждения «детский сад».
Также в соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 8 марта 1960 года № 327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами. Ясли-сады независимо от их принадлежности должны быть зарегистрированы в соответствующих районных или городских отделах народного образования. Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся. Руководство и контроль за педагогической работой осуществляются районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности. Контроль за лечебно-профилактическим обслуживанием детей во всех яслях-садах независимо от их принадлежности осуществляется соответствующими органами здравоохранения.
Разрешая вопрос о назначении пенсии с момента возникновения права, суд исходит из следующего.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному закону.
Приложением 7 предусмотрены сроки назначения досрочной страховой пенсии по старости в зависимости от года возникновения права на соответствующую пенсию. При возникновении такого права в 2019 году –досрочная страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на пенсию в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из указанных положений следует, что право на обращение за страховой пенсией по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным, в связи с чем юридическое значение при разрешении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию является дата возникновения права на указанную пенсию, под которой понимается дата, на которую у застрахованного лица отработано 25 лет педагогического стажа, исходя из которой подлежит определению дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, специальный стаж Осиповой В.А. учтенный ответчиком, составляет 24 года 05 месяцев 5 дней на 12 октября 2021 года, а также оспариваемых периодов общей продолжительностью 1 год 11 месяцев 05 дней, специальный стаж Осиповой В.А. на дату обращения 12 октября 2021 года составил 26 лет 4 месяца 10 дней, следовательно, 25 лет педагогического стажа истец выработала 02 июня 2020 года, с учетом Приложения № 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (+1 год 6 месяцев) право на досрочное назначение страховой пенсии у истца возникает 02 декабря 2021 года.
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.5).
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН <данные изъяты>) включить Осиповой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) в специальный стаж периоды работы:
- с 03 сентября 1986 года по 07 августа 1988 года (01-11-05) в должности воспитателя в <данные изъяты>.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) назначить Осиповой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) пенсию с момента возникновения права.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН №) в пользу Осиповой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Чайковский городской суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2023 года
Судья: