Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2164/2024 ~ М-1652/2024 от 20.06.2024

Дело

УИД

ФИО3

ИФИО1

<адрес>      ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО10., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО4, представителей ответчика: ФИО8 и ФИО6, представителя третьего лица – ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации <адрес>, третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, о признании незаконным ФИО3, изменении формулировки увольнения и признании права на единовременное материальное поощрение,

УСТАНОВИЛ

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании незаконным ФИО3, изменении формулировки увольнения и признании права на единовременное материальное поощрение, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы <адрес> она подала заявление об увольнении с занимаемой должности начальника управления социальной защиты населения Администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на государственную пенсию, в котором в том числе просила выплатить ей единовременное материальное поощрение при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы в соответствии с ФИО3 муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования <адрес>», к указанному заявлению приложила письмо Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающее её право на назначение государственной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> уведомила её об отказе в удовлетворении данного заявления. В отказе было указано, что в случае отсутствия подтверждения факта назначения ей какого-либо вида пенсии, расторжение ДД.ММ.ГГГГ трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении муниципальной службы и замещения должности муниципальной службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию и соответственно выплата материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы не представляется возможным по причине недостижения возраста, указанного в приложении к Федеральному закону «О страховых пенсиях». В соответствии с распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы с ней прекращен ДД.ММ.ГГГГ, она уволена с должности начальника управления по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 77 ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора), в трудовую книжку внесена соответствующая запись под о прекращении трудового договора в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ст. 77 ТК РФ. С ФИО3 Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении её заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а также о прекращении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ тк о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 77 ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора) и об отказе в выплате материального поощрения, предусмотренного Положением при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы по причине недостижения возраста, она не согласна. Трудовым законодательством не установлена обязанность работника представлять документы, подтверждающие его выход на пенсию, достаточно факта появления у работника права на пенсию и заявления работника об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Тем не менее, ею было предоставлено письмо ответ -, подтверждающее её право на назначение государственной пенсии непосредственно после увольнения. Из письма Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно данным, отраженным на её индивидуальном лицевом счете, продолжительность страхового стажа составляет 30 лет 5 месяцев 11 дней, в том числе в районах ... – 26 лет 9 месяцев 3 дня, величина индивидуального коэффициента – 182,016, в связи с чем, имеется право на досрочную страховую пенсию по старости. Поскольку она является лицом, замещающим должность муниципальной службы право на страховую пенсию у неё возникнет в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по достижении возраста ... лет и в случае прекращения замещения должности муниципальной службы возможно реализовать право выхода на досрочную страховую пенсию по старости уже на сегодняшний день. Свое право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона она не могла реализовать своевременно, поскольку замещала должность муниципального служащего и её заявление об увольнении по собственному желанию было обусловлено именно её ФИО3 выйти на государственную пенсию. Полагает, что с момента появления у неё права выхода на пенсию, появляется и право на увольнение по собственному желанию с применением норм ч. 3 ст. 80 ТК РФ и получением соответствующих прав, связанных с этим, поскольку для возможности выхода работника на пенсию необходимо достижение работником пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа. Ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона в размере 36817,37 руб., в том числе фиксированная выплата. Её общий стаж муниципальной службы на момент увольнения составил 27 лет 2 месяца 20 дней, в соответствии с пп. 3.5 п. 10 Положения на момент увольнения муниципальным служащим один раз за весьпериод муниципальной службы выплачивается материальное поощрение при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы из расчета месячного содержания на день прекращения муниципальной службы. Требование о факте назначения государственной пенсии на момент увольнения положением не предусмотрено, а предлог «с» в формулировке «выход на государственную пенсию с муниципальной службы» обозначает сферу действия, откуда уходят (словарь Ушакова), либо обозначает место, предмет, от которого отделяется, удаляется, отходит (словарь Ожегова). Таким образом, предлог "с" в данном словосочетании употребляется при указании на обстоятельство, действие, состояние, вслед за которым следует или должно следовать какое-либо действие, а именно выход с муниципальной службы на государственную пенсию. Поскольку вышеуказанным положением предусмотрена выплата материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы и она ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы, а с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена страховая пенсия по старости, что подтверждает факт выхода на государственную пенсию непосредственно с муниципальной службы, полагает, что ей незаконно было отказано в удовлетворении её заявления, в том числе в выплате материального поощрения, а отсутствие четкого определения понятия «выплаты материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы» в вышеуказанном Положении не может ограничивать её права на указанную выплату и не подлежит расширительному толкованию с точки зрения позиции ответчика. Просит признать незаконным ФИО3 Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в увольнении по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию и выплате материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы; изменить запись в трудовой книжке ФИО4 под номером 39 о прекращении трудового договора в связи с истечением срока трудового договора по ч. 2 ст. 77 ТК РФ на запись: «Уволена по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию» по ч. 3 ст. 80 ТК РФ; выплатить единовременное материальное поощрение при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы в соответствии с пп. 3.5 п. 10 Положения.

Истец ФИО4 в судебном заседании на иске настаивала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика – Администрации <адрес> ФИО8 и ФИО6 в судебном заседании исковые требования ФИО4 не признали, поддержали письменные возражения на иск, просили отказать в удовлетворении иска.

В письменных возражениях представитель ответчика ФИО6 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ч. 1.1 с. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что лицам, замещающим должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему ФЗ, которым предусмотрено поэтапное повышение возраста назначения страховой пенсии по старости в период замещения должностей муниципальной службы (по сравнению с возрастом, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст.ст. «О страховых пенсиях» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ года на 6 месяцев, а начиная ДД.ММ.ГГГГ ежегодно, с достижением величины такого повышения 60 месяцев для мужчин к ДД.ММ.ГГГГ году и 96 месяцев для женщин к ДД.ММ.ГГГГ году. Увольнение муниципального служащего в связи с выходом на пенсию может быть произведено при достижении им возраста, определенного в соответствии с приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях» либо в случае подтверждения факта назначения ему какого-либо иного вида пенсии при условии, что он ранее не воспользовался правом, предусмотренным ч. 3 ст. 80 ТК РФ. В случае освобождения (увольнения) муниципального служащего от занимаемой должности норма, предусмотренная ч. 1.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» в отношении него прекращает свое действие (со следующего дня после увольнения). Поскольку ФИО4 не достигла возраста, определенного в соответствии с приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях», находясь на муниципальной службе она имеет право на досрочную страховую пенсию на условиях, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст.ст. 30-33 ФЗ «О страховых пенсиях», подтверждение факта назначения указанному муниципальному служащему какого-либо иного вида пенсии истцом представлено не было, соответственно ФИО4 не вправе расторгнуть трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе в связи с выходом её на государственную пенсию и не имеет право на единовременное поощрение, предусмотренное п. 3.5 раздела 10 Положения.

Представитель третьего лица ФИО7 в судебном заседании пояснила, что ФИО4 при обращении в Отделение была назначена пенсия на общих основаниях с учетом статуса на момент подачи заявления.

Выслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждается, что ФИО4 замещала должность муниципальной службы в должности начальника управления социальной защиты населения Администрации <адрес> на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ -тк срок трудового договора определен по ДД.ММ.ГГГГ, о чем Администрацией <адрес> издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 была уведомлена о прекращении ДД.ММ.ГГГГ срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ -тк о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы.

ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением на имя Главы <адрес> об увольнении её с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на государственную пенсию, также в своем заявлении истец просила выплатить ей материальное поощрение при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы.

Администрацией <адрес> в ответ на заявление ФИО4 было сообщено (исх от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что поскольку истец является лицом, замещающим должность муниципальной службы, то по предварительным данным, право на страховую пенсию у неё возникает в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по достижении возраста ... лет. В случае отсутствия подтверждения факта назначения какого-либо вида пенсии, расторжение ДД.ММ.ГГГГ трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ -тк о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию и соответственно выплата материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы не представляется возможным по причине недостижения возраста, указанного в приложении к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».

На основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Р-32/лс прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ -тк, ФИО4 уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска и за работу в выходной день.

Основанием для обращения истца в суд послужило несогласие с ФИО3 Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в увольнении по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию и выплате материального поощрения при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы.

Разрешая требование истца, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует установление государственной пенсии и иные гарантии социальной защиты. Право каждого на получение социального обеспечения по возрасту гарантировано в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста ... и ... лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее ... женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста ... лет, если они имеют страховой стаж не менее ... лет и проработали не менее ... календарных лет в районах ... либо не менее ... календарных лет в приравненных к ним местностях.

Как следует из ответа Отделения СФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО4 продолжительность её страхового стажа составляет ... дней, в том числе стаж работы в районах ... ... дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента 182,016, у истца на момент обращения имеется право на досрочную страховую пенсию по старости, но поскольку ФИО4 является лицом, замещающим должность муниципальной службы, по предварительным данным, право на страховую пенсию возникает у неё в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по достижении возраста ... лет. В этом же ответе содержится указание на то, что в случае прекращения замещения должности муниципальной службы, ФИО4 вправе реализовать право выхода на досрочную страховую пенсию по старости уже на сегодняшний день.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» по заявлению о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ в размере 36817 руб. 37 коп., в том числе фиксированная выплата в размере 12202 руб. 32 коп.

Как указано в ч. 1.1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

В приложении 5 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N "О страховых пенсиях" предусмотрено поэтапное повышение возраста назначения страховой пенсии по старости в период замещения должностей муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ на ... месяцев, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно, с достижением величины такого повышения – ... месяцев для мужчин к ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ месяцев для женщин ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано выше, истцу ФИО4 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть с учетом того обстоятельства, что на момент назначения пенсии истец не замещала должность муниципальной службы и как следует из письма Отделения СФР по <адрес>, если бы истец продолжила замещать должность муниципальной службы, то право на страховую пенсию у неё бы возникло в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по достижении ею возраста ... лет.

Поскольку истцом не достигнут указанный возраст, определенный в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», замещая должность муниципальной службы она не имела право на досрочную страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст.ст. 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях», и поскольку страховая пенсия была назначена ФИО4 в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» после прекращения действия трудового договора, суд приходит к выводу о правомерности указанного работодателем основания увольнения – истечение срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Позиция истца основана на неверном толковании вышеуказанных положений закона.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель принял Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым внес в отдельные законодательные акты изменения, касающиеся условий пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы. В частности, статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, предусматривающей для перечисленных категорий лиц повышенный по сравнению с общеустановленным возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской или муниципальной службы.

Такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (определения от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ N и др.).

При установлении такого регулирования законодатель предусмотрел поэтапное введение его в действие посредством повышения возраста назначения страховой пенсии по старости (приложение 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").

Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных оспариваемым законоположением.

Поскольку ФИО4 осуществлен выбор приемлемого лично для неё варианта реализации пенсионных прав – назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным ФИО3 и изменении формулировки увольнения.

Истцом ФИО4 также заявлено требование о признании права на единовременное материальное поощрение.

Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования <адрес> утверждено ФИО3 <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Как указано в п. 3.5 раздела 10 указанного Положения Муниципальным служащим один раз за весь период муниципальной службы выплачивается материальное поощрение при выходе на государственную пенсию с муниципальной службы (далее - единовременное материальное поощрение при выходе на пенсию) из расчета месячного денежного содержания на день прекращения муниципальной службы в следующих размерах: (в ред. ФИО3 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ) - за ... полных лет стажа муниципальной службы - пять размеров месячного денежного содержания; - за каждые три полных года стажа муниципальной службы сверх пятнадцати полных лет стажа муниципальной службы - один размер месячного денежного содержания.

Поскольку для указанной в п. 3.5 Положения выплаты обязательным условием является выход на государственную пенсию с муниципальной службы, тогда как трудовой договор с ФИО4 был прекращен в связи с истечением срока трудового договора и оснований для изменения формулировки увольнения, судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании за ФИО4 права на единовременное материальное поощрение.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Отказать ФИО4 в удовлетворении иска к Администрации <адрес> о признании незаконным ФИО3, изменении формулировки увольнения и признании права на единовременное материальное поощрение.

ФИО3 может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия ФИО3 в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через <адрес> <адрес>.

ФИО3 составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись ФИО11

Подлинный документ подшит в гражданское дело , хранящееся в <адрес> <адрес>

2-2164/2024 ~ М-1652/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинина Елена Ивановна
Ответчики
Администрация г. Ноябрьска
Другие
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЯНАО
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Фаткуллина Регина Ирековна
Дело на странице суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.07.2024Предварительное судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее