Дело № 2–538/2021УИД 78RS0014-01-2020-005984-83 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 07 июня 2021 года
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ершовой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Забоевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Анны Александровны к Администрации Московского района Санкт-Петербурга о признания бездействия незаконным и обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Попова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда незаконным, обязать ответчика предоставить ей жилое помещение в виде благоустроенной квартиры специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга общей площадью не менее 33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований Попова А.А. указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно уведомлению Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 09.04.2020 за № 260/20 Попова А.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Между тем, в нарушение статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец Попова А.А. в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации Московского района Санкт-Петербурга – Костина Т.С., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска Поповой А.А.
Представитель ответчика Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга – Ренни О.В., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска Поповой А.А.
Третье лицо – Комитет финансов Санкт-Петербурга о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), своего представителя в суд не направил, ходатайств и заявлений об отложении судебного заседания от третьего лица в суд не поступало. В связи с этим, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно приказу от 25.09.2015 № 01-16/4012 Министра обращения Республики Саха (Якутия) во исполнение статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 № 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без помещения родителей», Попова А.А., 28.08.1992 года рождения, была включена в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республики Саха (Якутия) (л.д. 168).
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте Поповой А.А., с 17.04.2007 она была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> Республики Саха (Якутия), 25.12.2019 снята с регистрационного учета (л.д. 169) и 25.12.2019 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 170).
Заседанием районной комиссии по вопросам предоставления жилых помещений Администрации Московского района Санкт-Петербурга, ( протокол от 07.04.2020 № 6) принято решение о включении Поповой А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 30-35). В протоколе указано, что Попова А.А. проживет по адресу: <адрес>, в жилом помещении, состоящем из одной комнаты, площадью 19,60 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире. Попова А.А. зарегистрирована в данном жилом помещении одна. Комната принадлежит на праве собственности мужу Поповой А.А. – Абрашину Д.Г. Также Абрашину Д.Г. на основании договора дарения принадлежит 56/456 долей в праве собственности на трехкомнатную коммунальную квартиру по адресу: <адрес>. Жилищная обеспеченность Поповой А.А. составляет 14,45 кв. м общей площади коммунальной квартиры. Иных жилых помещений у Поповой А.А. не выявлено.
Распоряжением от 22.04.2020 № 464 Администрации Московского района Санкт-Петербурга Попова А.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями для детей-сирот специализированного фонда Санкт-Петербурга (л.д. 28).
Приказом Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Попова А.А. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании распоряжения администрации муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» от 19.08.2020 № 390 (л.д. 167).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, достигшие возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Из письма Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 18.12.2020 усматривается, что Попова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, Московского района план 2021 года (л.д. 156-158). Номер включения Поповой А.А. в список – 464, дата включения – 22.04.2020. При этом в указанном списке имеются также граждане, включенные в него ранее Поповой А.А., в том числе, в 2017, 2018 и 2019 годах.
В то же время, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предусматривает, что порядок обеспечения лиц названной категории определяется законом субъекта Российской Федерации, в свою очередь, пункт 7 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга», устанавливает, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются уполномоченным органом по договорам найма специализированного жилого помещения в порядке очередности исходя из даты их включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот.
Исходя из вышеприведенных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Поповой А.А. о возложении на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга обязанность предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и технически правилам и нормам не ниже установленных норм предоставления в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2006 года № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» в порядке очередности, исходя из даты включения в список детей-сирот.
В связи с удовлетворением требований истца, в соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ, с Администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 рублей. Такой размер возмещения расходов на оплату услуг представителя в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует степени сложности настоящего дела, объему оказанных истцу в связи с рассмотрением настоящего дела юридических услуг. Так, согласно Договору об оказании юридических услуг № 7072006, заключенному между ООО «ЛенЮр» (Исполнителем) и Поповой А.А. (Заказчиком), Исполнитель принял на себя обязательства оказать Поповой А.А. следующие юридические услуги: консультация, правовой заключение, подготовка заявления в суд, ходатайства об истребовании доказательств (л.д. 17-19). Эти услуги фактически были оказаны истцу.
Также, вышеназванным Договором было установлено обязательство Исполнителя оказать истцу услуги по составлению ходатайства об отложении судебного заседания, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и жалобы в прокуратуру Санкт-Петербурга. Согласно пункту 3 Договора об оказании юридических услуг, общая стоимость обусловленных им услуг составляет 32 000 рублей. Между тем, услуги по составлению ходатайств об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в отсутствие заявителя, истцу оказаны не были, доказательств обратного суду не представлено. Услуга по составлению жалобы в прокуратуру не являлось необходимой для реализации истцом права на судебную защиту и не связана с рассмотрением настоящего дела. В связи с этим, расходы на оплату этих услуг не подлежат возмещению истцу за счет ответчика. Факт несения истцом расходов на оплату юридических услуг подтверждается кассовым чеком (л.д. 16).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░ 2006 ░░░░ № 100-15 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░