Дело № 2-136/2024
УИД 11RS0014-01-2024-000223-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием прокурора Филипповой Е.Г., представителя третьего лица Носкова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования сельского поселения «Керес» о возложении обязанности провести работы по кадастровому учету здания,
установил:
прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском об обязании администрации муниципального образования сельского поселения «Керес» (далее администрация СП «Керес», администрация) в срок до 01.10.2024 организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания администрации СП «Керес», расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований в заявлении указано, что в ходе проведенной проверки состояния законности при использовании и распоряжением администрацией поселения муниципальным имуществом выявлено, что находящееся в собственности муниципального образования сельского поселения здание администрации по указанному адресу не поставлено на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано, что, в свою очередь, препятствует планированию органами государственного пожарного надзора контрольных (надзорных) мероприятий. Несоблюдение администрацией указанных требований законодательства в сфере распоряжения и использования муниципальным имуществом является недопустимым и приводит к нарушению прав граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий при нахождении в указанном здании.
В судебном заседании прокурор Филиппова Е.Г. настаивала на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Коми Носков А.С. указал на обоснованность заявленного прокурором требования.
Представитель администрации СП «Керес» надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть иск в его отсутствие. Ответчик по существу требования мнение не высказал, при этом сообщил о заключении с кадастровым инженером договора на выполнение кадастровых работ в отношении здания администрации.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 1,2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ч. 1 ст. 313 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений об объектах недвижимости.
По общему правилу, в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти. Предметом федерального государственного пожарного надзора являются соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В силу пп. «а» п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее постановление № 290) органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения.
В соответствии с п. 42 Постановления № 290 основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты: ввода объекта надзора в эксплуатацию; окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении контролируемых лиц, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, а в многоквартирных жилых домах - в отношении организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, определенной в соответствии с жилищным законодательством, а в случаях привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации, технического обслуживания и поддержания надлежащего технического состояния здания, сооружения на основании договора физического (физических) или юридического (юридических) лица (лиц), заключенного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности - в отношении организации (управляющей компании), являющейся ответственным лицом.
Судом установлено, что административное здание, в котором располагается администрация СП «Керес», расположенное по адресу: <адрес>, с 2008 года находится в собственности муниципального образования СП «Керес».
Указанный объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет в виду отсутствия технического паспорта на здание, сведения о нем отсутствуют в едином государственном реестре недвижимости.
Согласно информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Корткеросского района ГУ МЧС России по Республике Коми от 19.03.2024 отделом проведен мониторинг наличия информации в ЕГРН в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которого установлено, что информация о регистрации в ЕГРН здания администрации СП «Керес» отсутствует, что в силу п. 42 Постановления № 290 необходимо для планирования контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанного объекта.
Аналогичные пояснения даны представителем ГУ МЧС России по Республике Коми в судебном заседании.
Ввиду неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему кадастровому учету в отношении недвижимого имущества, не оформление в отношении него права муниципальной собственности может повлечь нарушения при использовании, распоряжении муниципальным имуществом, в том числе при организации надзорных и иных мероприятий. В свою очередь, отсутствие возможности осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятия в отношении указанного объекта недвижимости нарушает права граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий нахождения в здании администрации и впоследствии может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу муниципального образования.
В силу стст. 37, 41, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», стст. 37, 39 Устава СП «Керес» администрация СП «Керес» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения и является уполномоченным органом по осуществлению мероприятий по кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении принадлежащего муниципальному образованию недвижимого имущества; соответственно администрация является по делу надлежащим ответчиком и обязана проводить работы по устранению вышеуказанных нарушений.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к администрации СП «Керес».
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что испрашиваемый в иске срок устранения нарушения (до 01.10.2024) является достаточным и разумным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Керес» (ИНН 1113006968) в срок до 01 октября 2024 года организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении нежилого помещения – здания администрации сельского поселения «Керес», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
Решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2024.