Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Плешкова С.Ю.,
при секретаре Кандаковой О.А.,
с участием прокурора Силиной С.В.,
рассмотрев 17 марта 2022 года в п. Юргамыш Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юргамышского района Курганской области о возложении обязанности профинансировать проведение специальной оценки условий труда,
установил:
В Юргамышский районный суд Курганской области обратился прокурор Юргамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Гагарьевская СОШ», администрации Юргамышского района Курганской области о признании бездействия образовательного учреждения в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест незаконным, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест, профинансировать проведение специальной оценки условий труда, в котором указали что прокуратурой Юргамышского района в ходе надзорных мероприятий в сфере исполнения трудового законодательства в деятельности МКОУ «Гагарьевская СОШ», расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения в сфере охраны труда.
В нарушение ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 3, ст.ст. 4, 8, 9, 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда в учреждении не проведена, аттестация рабочих мест также не проводилась.
Просил признать бездействие МКОУ «Гагарьевская СОШ», выразившееся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда 32 рабочих мест незаконным; обязать МКОУ «Гагарьевская СОШ» в течение 1 года со дня производства финансирования администрацией Юргамышского района Курганской области провести специальную оценку условий труда 32 рабочих мест; обязать администрацию Юргамышского района Курганской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение МКОУ «Гагарьевская СОШ» мероприятий, по специальной оценке условий труда 32 рабочих мест.
В дальнейшем прокурор отказался от исковых требований в части признания бездействие МКОУ «Гагарьевская СОШ», выразившемся в непринятии мер по проведению специальной оценки условий труда 32 рабочих мест незаконным и обязывании МКОУ «Гагарьевская СОШ» провести специальную оценку условий труда. Определением Юргамышского районного суда Курганской области от 17 марта 2022 года производство по гражданскому делу, в указанной части прекращено, в связи с отказом от исковых требований.
Таким образом, заявлено требование об обязывании администрацию Юргамышского района Курганской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение МКОУ «Гагарьевская СОШ» мероприятий, по специальной оценке условий труда 32 рабочих мест.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ООО «Центр охраны труда АиС».
В судебном заседании прокурор Силина С.В. поддержала исковые требования.
Представители ответчиков МКОУ «Гагарьевская СОШ», администрации Юргамышского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены своевременно и надлежаще, письменных заявлений не представили.
Представители третьих лиц МУ «Отдел образования администрации Юргамышского района Курганской области», ООО «Центр охраны труда АиС» в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены своевременно и надлежаще, письменных заявлений не представили.
С учетом мнения прокурора, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков МКОУ «Гагарьевская СОШ», администрации Юргамышского района Курганской области, третьих лиц МУ «Отдел образования администрации Юргамышского района Курганской области», ООО «Центр охраны труда АиС», в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим правовым и фактическим основаниям.
Ст. 214 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу п.п. 1, 3 ст. 3, п.п. 1-4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2014 г. N 31689), утверждена «Методика проведения специальной оценки условий труда».
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В судебном заседании установлено следующее: согласно п.п.1.1-1.16, 2.1-2.2 Устава, выписки из ЕГРЮЛ, выписки из реестра лицензий, МКОУ «Гагарьевская СОШ» является казенным учреждением, учредитель которого и собственник имущества МО Юргамышский район в лице администрации Юргамышского района Курганской области. Функции учредителя осуществляет МУ «Отдел образования администрации Юргамышского района». Детский сад «Рябинка» - структурное подразделение МКОУ «Гагарьевская СОШ». Учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (присмотр и уход), начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В феврале 2020 года проводилась специальная оценка условий труда в МКДОУ «Гагарьевский детский сад «Рябинка», что установлено отчетом о проведении специальной оценке условий труда.
Сведений об аттестации или специальной оценки условий труда рабочих мест в иных подразделениях МКОУ «Гагарьевская СОШ» в судебном заседании не добыто.
По информации Отдела образования администрации Юргамышского района, в МКОУ «Гагарьевская СОШ» необходимо проводить специальную оценку условий труда 32 рабочих мест.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Устава, администрация Юргамышского района - исполнительно – распорядительный орган Юргамышского района, наделенный Уставом Юргамышского района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Юргамышского района федеральными законами и законами Курганской области.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Юргамышского района обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ст. 9 Устава).
Как указано в п.п. 1.1, 1.3, 1.8 Положения «Об Отделе образования администрации Юргамышского района», он является отраслевым органом, входящим в структуру администрации Юргамышского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Юргамышского района. Финансирование деятельности Отдела образования осуществляется за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти, предусматриваемых в районном бюджете, а также за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета на осуществление полномочий Курганской области в сфере образования. Выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации Юргамышского района.
В соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ между Отделом образования и МКОУ «Гагарьевская СОШ», Отдел образования осуществляет бухгалтерское обслуживание образовательного учреждения, в том числе централизацию средств, выделяемых по смете на учебные и хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт, питание. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию.
Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ между МКОУ «Гагарьевская СОШ» и МУ «Финансовый отдел администрации Юргамышского района», переданы функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности МКОУ «Гагарьевская СОШ», предметом которого является выполнение МУ «Финансовый отдел администрации Юргамышского района» функций МКОУ «Гагарьевская СОШ» по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Между ООО «Центр охраны труда АиС» и МКОУ «Гагарьевская СОШ» ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры по проведению комплекса работ по специальной оценке условий труда 32 рабочих мест в образовательном учреждении, и оценке профессиональных рисков на рабочих местах, согласно штатного расписания. Стоимость работ составляла 49379 рублей 16 копеек и 10000 рублей, соответственно. Срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ (п. 9.2 договоров). Установленные обстоятельства подтверждаются: вышеприведенными договорами.
Согласно заключения по проведению специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, информации ООО «Центр охраны труда АиС», по договору внесена предоплата в сумме 14813 рублей 75 копеек – ДД.ММ.ГГГГ. Измерения вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды для проведения специальной оценки условий труда проведены ДД.ММ.ГГГГ, отчет по специальной оценке условий труда МКОУ «Гагарьевская СОШ» готов, выставлен счет на окончательный расчет в сумме 34565 рублей 41 копейка. Оплата на счет ООО «ЦОТ АиС» не поступала, отчет СОУТ отправляется работодателю только после полной оплаты по договору.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «Гагарьевская СОШ» фактически проведена специальная оценка условий труда 32 рабочих мест, но в связи отсутствием оплаты за проведенные работы, отчет ООО «ЦОТ АиС» не выдан.
Как указано в п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 17, п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
МКОУ «Гагарьевская СОШ» является казенным образовательным учреждением, его деятельность полностью финансируется за счет средств учредителя - администрации Юргамышского района Курганской области, через Отдел образования, который полностью зависим от администрации Юргамышского района, так как является его структурным учреждением.
Руководителем образовательного учреждения заключен договор на проведение специальной оценки рабочих мест, у образовательного учреждения отсутствуют собственные денежные средства, в связи с чем, МКОУ «Гагарьевская СОШ» лишено возможности самостоятельно обеспечить оплату работ по договору по специальной оценке условий труда.
Несмотря на то, что обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на МКОУ «Гагарьевская СОШ», в силу положений вышеприведенных нормативных актов, п. 3 ст. 9 Устава МО Юргамышский район, при недостаточности денежных средств у муниципального образовательного казенного учреждения, обязанность финансирования его деятельности ложится на учредителя - орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию Юргамышского района Курганской области.
В связи с изложенным, требования прокурора об обязывании администрацию Юргамышского района Курганской области произвести финансирование проведения специальной оценки условий труда 32 рабочих мест являются обоснованными. Указанная обязанность должна быть исполнена в случае отсутствия собственных денежных средств у образовательного учреждения.
С учетом требований бюджетного законодательства, суд полагает разумными сроки, которые требует установить прокурор для финансирования мероприятий учредителем – 1 месяц.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 9, 19 п. 1 ст. 336.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Поскольку прокурор, органы местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина по рассматриваемому делу не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Юргамышского района Курганской области о возложении обязанности профинансировать проведение специальной оценки условий труда – удовлетворить.
Обязать администрацию Юргамышского района Курганской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, произвести финансирование проведения муниципальным казенным образовательным учреждением «Гагарьевская средняя общеобразовательная школа» мероприятий по специальной оценке условий труда 32 (тридцати двух) рабочих мест, при отсутствие у него собственных средств на указанные цели.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Ю. Плешков