Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2489/2020 от 04.09.2020

2-2489/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2020 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего              Шукшиной Л.А.,

при секретаре                                Бунине Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Томска в интересах Колесника Валерия Васильевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Федорова Виктора Васильевича к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату,

установил

Федоров В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной, возложении обязанности произвести выплату.

В обоснование требований указано, что в ноябре 2018 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области по вопросу выплаты единовременного денежного пособия в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». В ответ на данное обращение истцом получено сообщение от 29.11.2018 № Ф-857/34210 об отказе в выплате пособия в размере 10 000 руб. отказал, мотивированное тем, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на единовременную выплату по Указу Президента РФ № 195 у истца отсутствует. Данное решение истец полагает незаконным, поскольку он является ветераном-участником боевых действий на острове Даманском в марте 1969 года. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», разделом 1 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, он приравнен к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

Истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Томской области № 1, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направил, представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заявил о повороте исполнения решения, так как должно быть возвращено все то, что было с Центра взыскано в пользу истца по отмененному решению суда. В подтверждение осуществления выплаты Центр прилагает письмо Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области, свидетельствующее о выплате Федорову В.В. единовременной выплаты в размере 10 000 рублей, осуществленной по решению суда.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Федоров В.В. является участником боевых действий в районе острова Даманский в период с 06.06.1967 по 21.06.1969, что подтверждается справкой военного Комиссариата Ленинского района г.Томска №4/363 от 21.10.2003, и имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны на основании удостоверения серии Г № 804100 от 16.06.1988 (л.д. 7).

19 ноября 2018 года Федоров В.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области с заявлением по вопросу предоставления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Ответом ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области от 29.11.2018 № Ф-857/34210, Федорову В.В. отказано в предоставлении единовременной выплаты по Указу Президента № 195, в связи с тем, что боевые действия в районе острова Даманский в марте 1969 года не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, поскольку в соответствии с названным Указом право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 рублей имеют лица, имеющие непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 данной статьи).

В силу подп. «а» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 427 во исполнение п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что истец имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных ст. 15 вышеупомянутого Федерального закона.

Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в г. Томске в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы», истец в исковом заявлении ссылался на то, что он как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г. приравнен к категории участника Великой Отечественной войны.

Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, также определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены, в том числе боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 г.

Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г., не отнесены положениями ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. № 89-О указал, что Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. «а» - «и» подп. 1 п. 1 ст. 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее ст. 39 (ч. 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 390-О и № 398-О, от 12 ноября 2008 г. № 1051-О-О и другие).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы» постановлено следующее: начиная с 2019 года, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (п.2 Указа).

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы» в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Поскольку период участия истца в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 г. не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, суд считает, что право истца на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, исковые требования Федорова В.В. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения).

В силу ч. 2 ст. 444 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд заявление о повороте исполнения решения.

Положения ст. ст. 443 и 444 ГПК РФ, устраняющие последствия исполнения отмененного в дальнейшем решения суда и закрепляющие обязанность суда первой инстанции рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда в случае подачи ответчиком соответствующего заявления, направлены на установление дополнительных гарантий защиты прав стороны по делу вследствие предъявления к ней необоснованного требования.

Решением Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019 удовлетворен иск Якимовича А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Г. Томске Томской области, выраженное в ответе от 29.11.2018 № Ф- 857/34210, об отказе в единовременной выплате Федорову Виктору Васильевичу в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области возложена обязанность произвести единовременную выплату в размере 10 000 рублей в пользу Федорова Виктора Васильевича на основании Указа Президента РФ от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13.08.2019 решение Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019 оставлено без изменения (л.д.67-72).

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаевым В.И. от 27.07.2020 отменено определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020, кассационная жалоба начальника Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. (л.д. 105-111)

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2020 решение Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 13.08.2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д.114-124).

При новом рассмотрении дела Федорову В.В. в удовлетворении исковых требований отказано.

Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что решение Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019 ответчиком было исполнено на основании выданного исполнительного листа ФС 010949130, что подтверждается сопроводительным письмом от 28.08.2019, историей выплаты за период с 01.01.2019 по 31.10.2020, суд приходит к выводу о повороте исполнения решения Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019 и взысканию с Федорова В.В. в пользу ГУ- Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Томской области №1 (ранее – ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области) денежных средств в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату - Федорову Виктору Васильевичу отказать.

Произвести поворот исполнения решения Советского районного суда г.Томска от 20.05.2019 по гражданскому делу по иску Федорова Виктора Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату.

Взыскать с Федорова Виктора Васильевича в пользу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Томской области №1 денежные средства в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

2-2489/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федоров Виктор Васильевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области
Другие
Драчева Светлана Борисовна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
04.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2021Дело оформлено
02.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее