Дело № 2-810/2024
УИД 75RS0025-01-2024-000841-33
Категория 2.049
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Мигуновой С.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Ворониной И. С. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Засопка, Администрации муниципального района «Читинский район», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Ворониной И.С., указывая, что она работает в МОУ СОШ с. Засопка учителем математики. Согласно тарификационному списку МОУ СОШ с. Засопка на 2023 – 2024 учебный год объем учебной нагрузки истца установлен 44 часа в неделю. При этом надбавка истцу за выслугу лет за 2023 – 2024 учебный год начислялась от базовой ставки, а не в зависимости от фактического объема работы, что противоречит законодательству и нарушает права работника. В связи с этим истцу с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет с учетом районного коэффициента и северной надбавки, исходя из фактической нагрузки в размере 23 908,21 рублей. В иске прокурор просит обязать МОУ СОШ с. Засопка произвести перерасчет и выплатить Ворониной И.С. задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года в сумме 23 908,21 рублей, а также в случае недостаточности финансирования у МОУ СОШ с. Засопка обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ворониной И.С. такой задолженности.
В судебном заседании прокурор Иванова Н.С. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Воронина И.С., представители ответчиков МОУ СОШ с. Засопка, Администрации муниципального района «Читинский район», Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район», а также представитель привлеченного судом третьего лица Министерства образования и науки Забайкальского края в суд не явились, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела. Представитель Министерства образования просил рассматривать дело в его отсутствие. От представителя Комитета образования в суд поступил письменный отзыв на иск, в котором представитель полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению со ссылкой на право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств, а также на то, что работодателем исполняется обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников путем периодического повышения должностного оклада.
Выслушав прокурора, рассмотрев дело в отсутствие неявивишихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему
Согласно ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работника и работодателей.
В силу положений абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 333 ТК РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор» установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению № 1 к этому приказу.
Согласно п. 2.8.1 приложения №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
В соответствии с п. 4 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.
Пунктом 3 примечания к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 установлено, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 - 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
Как установлено в ходе рассмотрения дела истец Воронина И.С. на основании трудового договора № 164 от 01 сентября 2023 года была принята на работу в МОУ СОШ с. Засопка в качестве учителя математики. Ей установлены должностной оклад, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе выплата компенсационного характера за выслугу лет в размере 25 %, предусмотренная Положением об оплате труда работникам МОУ СОШ с. Засопка, согласно которому при стаже от 1 года до 5 лет надбавка составляет 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 15 %, от 15 лет и более – 25 %. Согласно тарификационным спискам на 01 сентября 2023 года Ворониной И.С. установлена учебная нагрузка 44 часов в неделю. При этом как следует из расчетных листков при начислении истцу надбавки за выслугу лет в период с 01 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года она определялась из нормы часов работы за ставку заработной платы без учета фактической нагрузки, что противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2022 года, протокол № 11 утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год». В пункте 36.5.3 таких Единых рекомендаций установлено, что определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, за результаты работы, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
Согласно пп. «а» п. 36.5.2 Единых рекомендаций установлено, что в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников необходимо предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению c установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Материалами дела подтверждается, что при норме педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, фактическая нагрузка истца была выше, при этом заработная плата, в части надбавки за выслугу лет, начислялась и выплачивалась истцу исходя из нормы работы в неделю, а не фактически отработанного времени, то есть заработная плата в установленном размере не начислялась и не выплачивалась.
В подтверждение размера задолженности по недоначисленной заработной плате прокурором суду предоставлен расчет. Ответчиками данный расчет не опровергнут, судом проверен и сомнений не вызывает, в связи с чем суд полагает возможным взять его за основу. Так из представленного расчета следует, что он произведен за период сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2023 года, общая задолженность за это период составляет 23 908,21 рублей. Указанная сумма подлежат взысканию с МОУ СОШ с. Засопка в пользу истца.
Согласно уставу МОУ СОШ с. Засопка, функции и полномочия учредителя образовательного учреждения возложены на Администрацию муниципального района «Читинский район», от имени которой действует Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район». В связи с этим обязанность профинансировать выплату задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в случае недостаточности финансирования у МОУ СОШ с. Засопка должна быть возложена на Администрацию муниципального района «Читинский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район».
На основании ст.ст.98, 103 ГПК РФ с МОУ СОШ с. Засопка подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Читинский район» государственная пошлина в размере 917 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Засопка (ОГРН 1027500845294) в пользу Ворониной И. С. (<данные изъяты>) задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с сентября по декабрь 2023 года в сумме 23 908,21 рублей.
В случае недостаточности финансирования у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Засопка обязать Администрацию муниципального района «Читинский район», Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» профинансировать выплату Ворониной И. С. взысканных денежных средств в виде задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в сумме 23 908,21 рублей.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Засопка государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 917 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Решение в окончательной форме принято 25 апреля 2024 года.
Судья Мигунова С.Б.