копия
дело № 12-5/2021
24MS0065-01-2020-002897-14
РЕШЕНИЕ
08 апреля 2021 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., при секретаре Логиновой А.И., рассмотрев жалобу защитника ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» А3 на постановление мирового судьи судебного участка У в Х от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 КоАП РФ, в отношении ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24.08.2020 года ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (далее – ФГАОУ ВО СФУ) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.35 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 754016,6 рубля.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Крылышкина Ю.Д. обратилась с жалобой, в которой указала на необоснованность вынесенного судебного акта, поскольку выводы суда первой инстанции не верны.
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Красноярска Петрова О.С. возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7.35 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Частью 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ предусмотрено, что под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 утвержден Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 установлено, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р ФГАОУ ВО СФУ передан в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Пунктом 1.4. Устава СФУ установлено, что учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Университета от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство). Функции и полномочия собственника имущества, переданного Университету, осуществляют Министерство и Росимущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.2 Устава имущество Университета находится в федеральной собственности. В соответствии с п.п. 6.4, 6.5, 6.7 Устава Университет владеет, пользуется закрепленным имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества. Университет без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом, закрепленным за ним учредителем. Университет вправе выступать в качестве арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «ж» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами дает федеральному автономному учреждению по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, согласие на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также дает согласие на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества;
Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 установлено, что Министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным организациям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Таким образом, распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ФГАОУ ВО СФУ, допустимо только с учетом согласия собственника такого имущества - Росимущества в лице его территориального управления.
Как следует из материалов дела, на балансе ФГАОУ ВО СФУ учтено движимое имущество - административный павильон № 1, входящий в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» с инвентарным номером 120920181, балансовой стоимостью 7612537, 17 руб., и административный павильон № 2, входящий в благоустройство спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» с инвентарным номером 120920182, балансовой стоимостью 7 467 794, 83 руб.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества:
- административный павильон №1 отнесен к категории особо ценного движимого имущества 23.11.2018 (выписка от 28.01.2021 №103/1), РНФИ 2.3.250034172;
- административный павильон №2 отнесен к категории особо ценного движимого имущества 23.11.2018 (выписка от 28.01.2021 №103/3), РНФИ 2.3.250034173.
Данные объекты движимого имущества на основании договора безвозмездного пользования от 01.02.2019 года №3/2019БП переданы ФГАОУ ВО СФУ в пользование КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края».
При этом ФГАОУ ВО СФУ с заявлением о даче согласия на передачу в безвозмездное пользование названных объектов движимого имущества в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не обращалось.
Доводы стороны защиты о том, что спорные павильоны построены (созданы) за счет средств, выделенных из краевого бюджета, в связи с чем на данное имущество не распространяются требования Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, несостоятельны по следующим основаниям.
Действительно, на основании соглашения о предоставлении субсидии от 23.04.2018 ФГАОУ ВО СФУ выделены денежные средства из краевого бюджета в размере 273 723 300 рублей на выполнение работ по созданию спортивно-туристической зоны «Гремячая грива».
03.07.2018 года между ФГАОУ ВО СФУ и ООО «Оптимум» заключен государственный контракт №11/2018кн/А на выполнение работ по благоустройству спортивно-туристической зоны, расположенной в пределах первой очереди благоустройства эко-парка-спортивно-туристической зоны «Гремячая грива» (земельный участок: 24:50:0000000:242) в районе стр.1 д. 82, пр. Свободный, г. Красноярск, в рамках которого учреждением приобретены материальные ценности, в том числе вышеуказанное движимое имущество, отнесенное к категории особо ценного и внесенное Росимуществом в реестр федерального имущества
Следовательно, поскольку павильоны учтены Росимуществом в реестре федеральной собственности в качестве особо ценного движимого имущества и числятся за ФГАОУ ВО СФУ, указанное свидетельствует о закреплении собственником за ФГАОУ ВО СФУ особо ценного движимого имущества, находящегося в федеральной собственности, что обязывало учреждение согласовывать сделку по распоряжению таким имуществом.
В то же время, согласно статье 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.35 названного Кодекса, составляет три месяца для юридических лиц.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Вменяемое учреждению нарушение фактически заключается в нарушении порядка согласования при совершении сделки по распоряжению имуществом.
Таким образом, системное толкование выше приведенным норм права с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5, состав административного правонарушения, за которое учреждение привлечено должностным лицом к административной ответственности, считается оконченным в момент заключения договора по передаче имущества в пользование без согласования с собственником.
Следовательно, срок давности привлечения учреждения к административной ответственности подлежит исчислению с момента подписания договора, то есть с 01 февраля 2019 года.
Выводы мирового судьи об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности с 26.05.2020 года, т.е. с момента выявления и пресечения нарушения прокурором, являются ошибочными.
Таким образом, в нарушение указанных норм мировой рассмотрел данное дело об административном правонарушении, признав ФГАОУ ВО СФУ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.35 КоАП РФ за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 КоАП РФ, в отношении ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.35 КоАП РФ, в отношении ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.В. Черных