Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... 29 июня 2023 года
<...> городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Скрипко Н.В.,
при секретаре Никитенко Т.С.,
с участием истца Сорокина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокина С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия», Обществу с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор», Обществу с ограниченной ответственностью "МКМ-Логистика" и Обществу с ограниченной ответственностью "АктивПро" о защите прав потребителя, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что Сорокин С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .... Региональным оператором по обращению с ТКО является ООО «Карельский экологический оператор», с июля 2019 года ООО «ЕИРЦ РК» стало выставлять истцу счета на оплату за обращение с ТКО. Вместе с тем на улице Железнодорожной в пгт. Надвоицы расположены исключительно частные дома, контейнерной площадки для складирования мусора на их улице не предусмотрено, ближайшая находится на расстоянии двух километров от дома, объем установленных там контейнеров не рассчитан на жильцов их улицы. Из ответа на запрос Администрации их поселения следует, что денежные средства для обустройства площадок отсутствуют и в бюджете не запланированы, также сообщено, что жители их улицы не пользуются услугами по обращению с ТКО. В его доме есть печь, где он и сжигает весь мусор. На основании изложенного просил суд признать незаконными действия ответчиков по выставлению квитанций по оплате за обращение с ТКО за период с июля 2019 года по февраль 2023 года.
В ходе рассмотрения дела по существу к участию в споре в качестве соответчиков привлечены ООО «Карельский экологический оператор», ООО «МКМ-Логистика», ООО «АктивПро», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и АО «ЕРЦ РК».
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что он обращался в Администрацию поселка с вопросом по поводу контейнерных площадок, но денег на их установку нет. Ближайшие контейнеры находятся на расстоянии 2 км. от его дома, до них нужно ехать через железнодорожный переезд. Как правило, он весь свой мусор сжигал дома в печи. В настоящее время его жилой дом сгорел, то есть он в нем не проживает, никакими коммунальными услугами не пользуется. Выставленные ему счета он не оплачивал, судебные приставы начали удерживать с его счетов незаконно денежные средства за услуги, которые он не получает, наложили арест на счета. С исковым заявлением к Администрации Надвоицкого городского поселения с требованием об установлении контейнерных площадок не обращался, так как у них нет денег на их установку.
Ответчики ООО «ЕИРЦ РК», ООО "МКМ-Логистика", ООО "АктивПро" в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, об уважительности причин не явки не сообщали, возражений относительно предмета спора в адрес суда не представили.
Ответчик ООО «Карельский экологический оператор» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда отзыв, в соответствии с которым 19 февраля 2018 года по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК и ООО «Автоспецтранс» (с 17 декабря 2021 года – ООО «Карельский экологический оператор») заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия, в соответствии с которыми ответчик является единым оператором по обращению с ТКО и обеспечивает обращение ТКО на территории Республики Карелия. <...> район включен в Территориальную схему обращения с ТКО на территории Республики Карелия, как объект в котором имеются источники образования ТКО, Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 декабря 2019 года утверждена Территориальная схема обращения с отходами в ..., которая также находится в свободном доступе. Для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории <...> муниципального района региональным оператором по результатам электронного аукциона заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 11 декабря 2018 ода с ООО «АктивПро» на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года и от 12 декабря 2022 года с ООО «МКМ-Логистика» на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. Факт оказания услуг подтверждается актами оказанных услуг, подписанными между региональным оператором и оператором по транспортированию ООО «АктивПро» без замечаний, что означает принятие услуг исполнителя в полном объеме и производится региональным оператором на основании отчетных документов, представленных исполнителем в составе ежемесячного отчета, в состав которых входят маршрутные журналы. Согласно условиям договора транспортирования, вне зависимости от наличия либо отсутствия в территориальной схеме мест сбора и накопления ТКО, исполнитель своими силами оказывает услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определенных договорами, на всей без исключения территории в пределах границ, определенных договорами, в пределах зоны деятельности регионального оператора, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Границей территории, согласно указанным договорам, является вся территория <...> района без исключения. Услуги за период с 2019 года по май 2023 года приняты региональным оператором в полном объеме с надлежащим качеством, в соответствии с Законом № 89-ФЗ, Правилами № 1156, Территориальной схемой обращения с отходами на территории Республики Карелия. Просил обратить внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, например, сжигать, закапывать или транспортировать ТКО самостоятельно, потребитель обязан заключить договор с региональным оператором и размещать ТКО посредством услуг, оказываемых ответчиком, поскольку отходы в результате жизнедеятельности потребителя образуются в любом случае и в дальнейшем подлежат размещению исключительно региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. В соответствии с п. 1, 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, при этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в п. 1 указанной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. При этом в соответствии с нормами действующего законодательства обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на Администрации <...> городского поселения. То есть региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок на территории муниципального образования, поскольку в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. В связи с этим несоблюдение органами местного самоуправления предусмотренных пунктом 4 СанПин ХХ.ХХ.ХХ.-21 от ХХ.ХХ.ХХ. №... расстояний между площадками для установки контейнеров и жилыми домами не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО потребителю, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем расстоянии, чем 100 м. от жилого дома истца. Истец вправе пользоваться любой удобной ему муниципальной контейнерной площадкой, расположенной в пгт. Надвоицы, вывоз мусора по ул. Железнодорожной в поселении осуществляется с муниципальных контейнерных площадок, расположенных у дома 1 по ул. Спиридонова (3 контейнера), у дома 3 по ул. Спиридонова (3 контейнера), у дома 17 по ул. Спиридонова (2 контейнера), у дома 19 по ул. Спиридонова (2 контейнера), у дома 20 по ул. Спиридонова (1 контейнер), у дома 30 по ул. Спиридонова (4 контейнера). Вывоз указанных контейнерных площадок осуществляется регулярно. Нормами положений ст. 154 ЖК РФ предусмотрена обязанность собственников жилых домов нести расходы на содержание и ремонт жилых домов, а также оплачивать коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При этом обязанность по заключению договора с региональным оператором возложена на собственника жилого дома положениями п. 5 ст. 30 ЖК РФ, п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, п. 148 (16) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и наличия подписи потребителя. Предложение регионального оператора на заключение договора по обращению с ТКО было опубликовано в газете «Карелия» № 12 за 1 марта 2018 года и размещено на официальном сайте Регионального оператор в сети «Интернет». Истец до настоящего времени не обращался с заявлением о перерасчете за услуги либо по качеству предоставляемой услуги, о выявленных нарушениях в работе регионального оператора не заявлял, акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес ответчика не направлялись и в материалах дела отсутствует. Доводы Сорокина С.А. о том, что региональный оператор помимо контейнерного сбора ТКО обязан обеспечить пакетный сбор мусора по ул. Железнодорожная в пгт. Надвоицы, не основаны на законе, так как Администрацией <...> городского поселения и региональным оператором согласован контейнерный сбор ТКО.
Третьи лица Администрация <...> городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, АО «ЕРЦ РК» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, об уважительности причин не явки не сообщали.
Заслушав истца, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что Сорокин С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., где также зарегистрирован, что подтверждается домовой книгой в отношении указанного домовладения и копией свидетельства о государственной регистрации права ....
ООО "Карельский экологический оператор" имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <...> района Республики Карелия, в границах которого расположено домовладение истца, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
28 декабря 2017 года ООО "КЭО" выдана лицензия на сбор, транспортировку, размещение (захоронение), обезвреживание, обработку, утилизацию отходов.
Согласно схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Надвоицкого городского поселения на улице Железнодорожной контейнерных площадок не предусмотрено.
Из ответа на запрос Администрации <...> городского поселения от 8 февраля 2023 года № 01/144 следует, что в соответствии с реестром мест накопления твердых коммунальных отходов в Надвоицком городском поселении ближайшая площадка накопления ТКО от дома №... по улице Железнодорожная расположена на расстоянии порядка 2 км по адресу: пос. Надвоицы, ул. Спиридонова, д. 1. ФЗ № 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» четко регламентирует создание и содержание мест, предназначенных для хранения ТКО. В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1156 «Об обращении с ТКО» сказано, что место для их сбора должно соответствовать нормам. По вопросу создания и содержания мест (площадки) накопления ТКО по указанному адресу сообщено, что, учитывая дефицитный характер бюджета Надвоицкого городского поселения и отсутствие внебюджетных источников финансирования, организовать площадку накопления ТКО по улице Железнодорожная в настоящее время не представляется возможным. 16 мая 2019 года в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия направлено обращение о рассмотрении вопроса выделения субсидии Надвоицкому городскому поселению на обустройство мест накопления ТКО. Ответ в настоящее время не поступил.
Согласно ответу на запрос Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору по обращению Сорокина С.А. по вопросу незаконного взыскания ООО «Автоспецтранс» платы за вывоз ТКО дополнительно сообщено, что в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов в Надвоицком городском поселении контейнерные площадки по ул. Железнодорожная не числятся, жители указанной улицы не пользуются услугой по вывозу ТКО.
Факт выставления счетов за оказание услуги по обращению с ТКО ООО «ЕИРЦ РК» подтверждается представленными в дело квитанциями за спорную коммунальную услугу и сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Из ответа на запрос от 13 июня 2023 года ООО «ЕИРЦ РК» следует, что лицевой счет за жилым помещением, расположенным по адресу: ..., с 2015 года оформлен на Сорокина С.А., представлены сведения о произведенных начислениях за период с июля 2019 года по февраль 2023 года, в соответствии с которыми оплата спорной коммунальной услуги истцом не производилась ни разу.
Вместе с тем ХХ.ХХ.ХХ. ООО «Карельский экологический оператор» (ранее ООО «Автоспецтранс») заключил договор №... на оказание услуг по транспортированию ТКО (далее – договор от ХХ.ХХ.ХХ.) с ООО «АктивПро», в соответствии с которым региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами территории в соответствии с Приложением №..., а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора (п. 1.1 договора).
В соответствии с положениями п. 1.2 договора от 11 декабря 2018 года исполнитель принял на себя обязанность оказывать всем без исключения потребителям (физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и пр. лицам) услуги по транспортированию ТКО, указанные в п. 1.1 договора в полном объеме с надлежащим качеством, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, территориальной схемой.
В силу положений п. 2.2 договора от 11 декабря 2018 года срок оказания услуг по транспортированию ТКО определен с 1 января 2019 года по 28 февраля 2022 года.
Места приема и передачи ТКО, маршруты транспортирования ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой и указаны в Приложении № 4 к указанному договору, перечень мест приема и передачи ТКО по настоящему договору не является исчерпывающим (п. 2.8 договора от 11 декабря 2018 года).
Из положений п. 2.16 договора от 11 декабря 2018 года следует, что контейнеры, бункеры, иные емкости для складирования ТКО, контейнерные площадки, специализированные площадки для складирования крупногабаритных отходов должны отвечать требованиям, установленным законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и иного законодательства РФ, в том числе Постановления Правительства Республики Карелия от 6 сентября 2017 года № 306-П «Об утверждении порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Карелия», а также должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных регионального оператора. Маркировка согласовывается с региональным оператором.
Приложением № 4 к договору от 11 декабря 2018 года является перечень источников образования мест накопления ТКО, в соответствии с которым в пунктах 123-141 изложены места сбора в поселке Надвоицы, без указания контейнерных площадок на улице Железнодорожной.
12 декабря 2022 года между ООО «Карельский экологический оператор» и ООО «МКМ-Логистика» заключен договор № 04ЭА/2022 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – договор от 12 декабря 2022 года), аналогичный по содержанию с договором от 11 декабря 2018 года со сроком оказания услуг с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года (п. 2.2 договора).
Приложением № 2 к техническому заданию по договору от 12 декабря 2022 года является сведения о контейнерных площадках, местах накопления ТКО, местах приема и передачи ТКО, об источниках образования ТКО по Сегежскому муниципальному району, согласно положениям пунктов 154-202 поименован пгт. Надвоицы, где улица Железнодорожная не поименована.
Факт исполнения услуг по транспортированию ТКО в соответствии с договорами от 11 декабря 2018 года и 12 декабря 2022 года подтверждается представленными в дело актами выполненных работ за период с января 2019 года по 26 июля 2022 года с ООО «АктивПро» и счетами-фактурами за период с 31 января 2023 года по 30 апреля 2023 года с ООО «МКМ-Логистика».
По сведениям ООО «АктивПро» от 22 июня 2023 года отходы ТКО с территории п. Надвоицы вывозились согласно Приложению № 4 «Сведения о местах приема и передачи ТКО» к договору № 04-19/2023 на оказание услуг по транспортированию ТКО от 11 декабря 2018 года, при этом акты оказания услуг предоставить нет возможности в связи с изъятием их в ходе выездной налоговой проверки.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиками ООО «Карельский экологический оператор», ООО «АктивПро» и ООО «МКМ-Логистика» услуги по вывозу и обращению с ТКО оказывались надлежащим образом в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания их действий незаконными не имеется.
Доводы заявителя о самостоятельной утилизации мусора не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом в рамках данного дела не доказано, что в спорный период он осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Закона "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу ТБО, предоставляемой ответчиком, представлено не было. Истец проживает в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе его жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы.
Сам факт отсутствия мест размещения контейнеров на улице заявителя не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиками, поскольку места вывоза твердых бытовых отходов определяются органом местного самоуправления, тогда как на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором.
Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом Сорокина С.А., их удаленное расположение от жилого дома истца не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором не была оказана. Доказательств того, что в спорный период ответчики на территории Надвоицкого городского поселения не оказывали услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имел возможности ею пользоваться, последним не представлено.
При этом суд также исходит из того, что несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома истца. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В части требований о признании действий ООО «ЕИРЦ РК» незаконными суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с агентским договором № 340-017 на сопровождение расчетов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями услуг и осуществление деятельности по приему платежей от 10 апреля 2018 года (далее – договор от 10 апреля 2018 года) АО «ЕРЦ РК» и ООО «Карельский экологический оператор» (ранее – ООО «Автоспецтранс») заключили указанный договор, в соответствии с которым принципал поручает, а агент за обусловленное договором вознаграждение обязуется от своего имени, но за счет принципала совершать следующие юридические и фактические действия по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей за оказываемые принципалом коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителей услуг – физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, собственников жилых домов, собственников и нанимателей зданий и сооружений, собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, перечисленных в приложении № 1 к договору, а именно:
п. 1.1.1 расчет и перерасчет на основании действующего законодательства и предоставляемой принципалом фактической информации размера платежей за КУ, в том числе предусмотренной договорами оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными между принципалом и потребителями (физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями),
п. 1.1.2 начисление платы за КУ, включение информации о начисленной плате за КУ потребителям физическим лицам в Единый платежный документ/платежный документ (далее – ЕДП/ПД), ежемесячно формируемый агентом, с указанием реквизитов агента в качестве получателя платежа,
п. 1.1.3 выпуск единого платежного документа/платежного документа потребителям физическим лицам,
п. 1.1.4 осуществление начисления платы за КУ в программном комплексе принципала, выпуск, подписание платежных документов, актов, счетов-фактур, а также при необходимости счетов на оплату КУ потребителям юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
п. 1.1.5 доставка ЕДП и ПД потребителям,
п. 1.1.6 обработка информации об оплате КУ, поступивших в пользу принципала от потребителей физических лиц,
п. 1.1.7 прием и консультирование потребителей по вопросам, касающимся порядка начисления и оплаты КУ,
п. 1.1.8 оформление, печать и доставка потребителям юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям от имени принципала договоров предоставления КУ. Ведение учета договоров направленных и подписанных со стороны потребителей,
п. 1.1.10 организация приема платежей за КУ от потребителей и осуществление расчетов с принципалом в установленном договором порядке.
При этом главой 2 договора от 10 апреля 2018 года предусмотрены права и обязанности сторон, в том числе агент обязан:
- вести лицевые счета потребителей физических лиц, в том числе осуществлять своевременное открытие/закрытие лицевых счетов, внесение корректировок по различным основаниям (п. 2.1.1 договора),
- оформлять, распечатывать и доставлять потребителям ЕПД и ПД в срок до 1 числа месяца, следующего за оплачиваемым, при условии своевременного исполнения принципалом обязанности по предоставлению документов, необходимых для начисления платы (п. 2.1.4 договора),
- своевременно производить перерасчет платы за КУ в порядке, установленном действующим законодательством РФ, на основании письменного указания принципала и документов, обосновывающих необходимость и правомерность осуществления перерасчета (п. 2.1.6 договора).
В силу положений п. 9.1 договора от 10 апреля 2018 года указанный договор вступает в силу с момента подписания, он заключен на неопределённый срок. Действие договора может быть прекращено досрочно по взаимному согласию сторон, в судебном порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, либо в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон (п. 9.2 договора от 10 апреля 2018 года).
Во исполнение принятых на себя обязательств АО «ЕРЦ РК» заключен договор оказания услуг № 340-035 от 1 января 2023 года с ООО «ЕИРЦ РК» (далее – договор от 1 января 2023 года), в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства за обусловленное договором вознаграждение оказывать юридические и фактические действия по начислению, выставлению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей и взысканию задолженности, в том числе образовавшейся до даты заключения договора, и поступающей по ранее взысканной (просуженной) задолженности от ФССП России на расчетный счет заказчика, с потребителей услуг – физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нанимателей (лиц зарегистрированных), собственником помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов (лиц зарегистрированных в жилых домах). Территория оказания услуг включает в себя в том числе <...> район Республики Карелия за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, в том числе по услуге обращения с твердыми коммунальными отходами (пп. 1.1.1 договора).
При этом в права ООО «ЕИРЦ РК» в том числе входит ведение лицевых счетов потребителей, начислять плату за услуги, пени за просрочку платы в форме единого платежного документа, оформлять распечатывать и доставлять единый платежный документ потребителям на оплату услуг с указанием реквизитов исполнителя (раздел 2.1 договора от 1 января 2023 года).
В силу положений п. 8.1 договора от 1 августа 2023 года последний вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2023 года, а в части расчетов – до полного исполнения обязательств.
Принимая во внимание, что суду сведений, подтверждающих факт прекращения действия договора от 10 апреля 2018 года не представлено, суд приходит к выводу, что ООО «ЕИРЦ РК» правомерно выставляла счета Сорокину С.А. за оказанную последнему услугу по обращению с ТКО.
Пунктом 91 Правил № 354 предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Вместе с тем достоверных и допустимых доказательств тому, что Сорокин С.А. обращался с подобным заявлением в связи с пожаром, произошедшим в его жилом доме 19 апреля 2023 года в материалы дела не представлено, на основании изложенного суд не находит оснований для признания действий ООО «ЕИРЦ РК» в части выставления счетов истцу на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО незаконными и в удовлетворении заявленных требований истца необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сорокина С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия», Обществу с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор», Обществу с ограниченной ответственностью "МКМ-Логистика" и Обществу с ограниченной ответственностью "АктивПро" о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..