Дело № 5-943/2020
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июля 2020 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Павлова О.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс», <адрес>
УСТАНОВИЛ:
протоколом об административном правонарушении от 11 июня 2020 года обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс» вменяется невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Сахалинской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, повлекшее нарушение пункта 22 Указа Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области», а именно невыполнение мероприятий по санитарной обработке поверхностей мест общего пользования (подъездов) многоквартирных домов, при следующих обстоятельствах.
14 мая 2020 года в 14 часов 20 минут начальником отдела муниципального жилищного контроля аппарата администрации города Южно-Сахалинска выявлены факты отсутствия санитарной обработки поверхностей мест общего пользования (подъездов) многоквартирных домов, расположенных по адресу:
- <адрес> № установлен факт загрязнения внутренней и наружной поверхностей дверного полотна входной двери в подъездах, наличие пыли на подоконниках, ограждениях лестничных маршей, батареях, дверцах этажных электрических щитов, выключателях, почтовых ящиках;
- <адрес> № установлен факт наличия пыли на подоконниках, дверцах этажных электрических щитов, батареях, ограждениях лестничных маршей, выключателях, почтовых ящиках.
В связи с чем, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс» советником правового управления государственной жилищной инспекции Сахалинской области ФИО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс» генеральный директор ФИО с протоколом об административном правонарушении не согласился, пояснил, что санитарная обработка в многоквартирных домах проводилась надлежащим образом и своевременно, о чем при составлении протокола им были представлены соответствующие доказательства.
Представитель Государственной жилищной инспекции Сахалинской области Курик Д.В. изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства поддержал, просил принять решение о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснил, что акт от 14 мая 2020 года, составленный начальником отдела муниципального жилищного контроля аппарата администрации города Южно-Сахалинска, являлся достаточным основанием для решения вопроса о составлении протокола, иных доказательств в подтверждение факта правонарушения не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного правонарушения выражается, в том числе, в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Законодательством, регулирующим указанные правоотношения, помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, принимаемые в соответствии с данным Законом.
Обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации устанавливает Правительство Российской Федерации (подпункт «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 которых при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 названного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты «а, у, ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, Указом Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 в Сахалинской области введен режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области.
В качестве одной из таких мер пунктом 23 Указа (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) на управляющие компании возложена обязанность обеспечить организацию работ по санитарной обработке поверхностей в местах общего пользования многоквартирных домов.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс» вменяется неисполнение пункта 22 Указа Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 «О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области» (пункт 20 введен Указом Губернатора Сахалинской области от 14 апреля 2020 года № 26, на момент выявления вменяемого правонарушения имел порядковый номер «23»).
Вместе с тем, материалами дела указанное обстоятельство объективно не подтверждено.
Так, в подтверждение изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств представлен акт от 14 мая 2020 года, из которого следует, что начальником отдела муниципального жилищного контроля аппарата администрации города Южно-Сахалинска ФИО проведена проверка соблюдения управляющей организацией ООО «УК - Прогресс» требований указанного пункта Указа Губернатора № 16 и зафиксированы нарушения в виде отсутствия санитарной обработки мест общего пользования и графиков обработки мест общего пользования. Между тем, иных доказательств в подтверждение изложенных в акте сведений не представлено, факты наличия пыли на исследованных поверхностях надлежащей фиксации не получили.
В тоже время, из представленных при составлении протокола об административном правонарушении документов следует, что санитарная обработка в вышеуказанном многоквартирном доме проводилась, графики уборки имелись. Представленные в дело акты выполненных работ подписаны, в том числе, жильцами дома.
Достоверность представленных доказательств у суда сомнений не вызывает, оснований признать их недостоверными и недопустимыми не имеется.
Представленный акт проверки от 14 мая 2020 года, свидетельствующий о ненадлежащей санитарной обработке подъездов, не может быть принят судом в качестве единственного и неоспоримого доказательства совершения обществом правонарушения, поскольку иными доказательствами он не подтвержден.
Иных доказательств нарушения требований Указа Губернатора Сахалинской области от 18 марта 2020 года № 16 в деле не имеется и административным органом в ходе производства по делу не представлено.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1); поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 28.1).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1).
Из буквального содержания части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации следует, что само по себе поступление должностному лицу государственной жилищной инспекции Сахалинской области, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, акта от 14 мая 2020 года, составленного в одностороннем порядке должностными лицами органа местного самоуправления, не является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку в данном случае должностным лицом должны быть установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поступление должностному лицу акта осмотра не освобождало его от необходимости проведения проверки изложенных в акте сведений.
Между тем, должностным лицом до возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации проверка поступившего сообщения не проводилась, обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, не выяснялись.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2 указанной статьи).
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о виновности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности и необходимости прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания - Прогресс», <данные изъяты> - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения и получения копии постановления лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда О.Ю. Павлова