Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2024 (2-174/2023;) ~ М-146/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-34/2024

УИД 35RS0005-01-2023-000220-60

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Липин Бор Вологодской области                 18 марта 2024 года

    

Судья Вашкинского районного суда Вологодской области Васильева Е.Э.,

при секретаре Захаровой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вашкинского района Вологодской области к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Вашкинская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения,

у с т а н о в и л:

прокурор Вашкинского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц см исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Вашкинская центральная районная больница» (далее- БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ») и Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором просил обязать БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия, а Департамент здравоохранения Вологодской области обеспечить их финансирование по объектам терапевтический корпус и поликлиника: оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; организовать и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим на объектах; обеспечить физическую охрану объектов путем привлечения сотрудников охранных организаций; организовать санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объекты, обеспечив контроль за пребыванием на объектах и их территории лиц и транспортных средств.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) здравоохранения, в результате которой выявлен ряд нарушений. 03 мая 2017 года по результатам комиссионного обследования составлены акты обследования и категорирования объекта (территории) на терапевтический корпус» (с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 23) и поликлиника (с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 27), присвоена третья категория степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. 26 мая 2017 года разработаны паспорта безопасности объектов, предусмотрены мероприятия по приведению объектов в соответствие предъявленным законом требованиям. При повторном обследовании 20 июня 2023 года было установлено, что вышеуказанные объекты по прежнему не оборудованы видеонаблюдением, физической охраной, не обеспечен контроль пропускного режима, ограждение территории, неисправна АПС и СОУЭ. Таким образом, требования закона к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в полном объеме не выполнены, срок реализации мероприятий истек, свыще 6 лет с момента выявления нарушений мер к их устранению не принимается. Согласно Уставу БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области, финансирование обеспечения деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы; Департамент здравоохранения Вологодской области несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ».

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Вашкинского муниципального округа Вологодской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Вашкинского района Данишевская М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении, просила обязать ответчиков выполнить указанные мероприятия и обеспечить их финансирование в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» по доверенности Ершов П.В. в судебном заседании исковые требования признал в части выполнения мероприятий по оборудованию территории объектов системой видеонаблюдения и обеспечении физической охраны; пояснил, что организация пропускного режима в полном объеме и санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объекты не представляется возможной.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента. В ранее представленных возражениях просил в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области отказать.

Представитель ответчика- Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента. В ранее представленном отзыве просил в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных отношений Вологодской области отказать, поскольку он не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Вашкинского муниципального округа Вологодской области по доверенности Павлов А.В. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями прокурора согласен.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно пункту 7 статьи 2 указанного Федерального закона и ст. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (далее - Требования).

Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно пункту 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).

Судом установлено, что БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения.

Актами обследования и категорирования мест массового пребывания людей от 03 мая 2017 года терапевтическому корпусу, расположенному по адресу с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 23, и поликлинике, расположенной по адресу с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 27, БУЗ «Вашкинская ЦРБ» присвоена третья категория опасности. Кроме того, в ходе обследования установлено, что охрана объекта (территории) недостаточна, не соответствует установленным требованиям, для устранения недостатков необходимо обеспечить пропускной режим, установить полном ограждение территории объекта, организовать физическую охрану объекта, установить видеонаблюдение.

В ходе проведенного 20 июня 2023 года повторного обследования объектов БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» установлено, что требования законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в полном объеме не выполнены, мер к устранению выявленных ранее нарушений не принимается.

На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора к БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, за исключением возложения обязанности организовать пропускной режим, санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объекты, поскольку судом установлено, что в здании терапевтического корпуса размещено отделение скорой медицинской помощи, выполняющее роль травмпункта, куда пациенты обращаются самостоятельно, с сопровождающими лицами, используя личный транспорт. Установление санкционированного доступа на территорию больницы, введение пропускного режима в сложившейся ситуации нарушит права на охрану здоровья и создаст препятствия для получения медицинской помощи посетителям поликлиники и травмпункта. Удовлетворение требований прокурора в остальной части заявленных требований соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) здравоохранения.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» учредителем учреждения и собственником его имущества является Вологодская область, функции и полномочия учредителя исполняет департамент здравоохранения Вологодской области.

В соответствии с пунктом 2.3.12. Положения о департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26.04.2010 N 458, департамент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете.

    Таким образом, департамент здравоохранения Вологодской области по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу частей 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на департамент здравоохранения Вологодской области обязанности по финансированию расходов в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

    исковые требования прокурора Вашкинского района удовлетворить частично.

Обязать БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно : оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов территории объектов – поликлиника по адресу с.Липин Бор ул.Первомайская дом 27 и терапевтический корпус по адресу с.Липин Бор ул.Первомайская дом 23, с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца; обеспечить в поликлинике и терапевтическом корпусе охрану объектов путем привлечения сотрудников охранных организаций; исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) терапевтический корпус посторонних лиц ; исключить бесконтрольное пребывание и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости, от объектов (территории) терапевтический корпус и поликлиника.

В удовлетворении требований в части организовать пропускной режим, санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объекты отказать.

Взыскать с БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

    Возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность по финансированию расходов, необходимых для выполнения антитеррористических мероприятий - оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков критических элементов территории объектов – поликлиники по адресу с.Липин Бор ул.Первомайская дом 27 и терапевтического корпуса по адресу с.Липин Бор ул.Первомайская дом 23, с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца; обеспечить в поликлинике и терапевтическом корпусе охрану объектов путем привлечения сотрудников охранных организаций; исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) терапевтический корпус посторонних лиц ; исключить бесконтрольное пребывание и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости, от объектов (территории) терапевтический корпус и поликлиника.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд.

    Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2024 года.

Судья

2-34/2024 (2-174/2023;) ~ М-146/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Вашкинского района
Ответчики
БУЗ ВО "Вашкинская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Другие
Администрация Вашкинского муниципального округа
Суд
Вашкинский районный суд Вологодской области
Судья
Васильева Елена Эрнестовна
Дело на сайте суда
vashkinsky--vld.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее