Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1882/2023 ~ М-1273/2023 от 07.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара

10 августа 2022 г.

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи     Клюева С.Б.,

при секретаре                       Рогаткове М.В.,

с участием прокурора             Деминой В.В.,

административного истца         ФИО10

представителей административного ответчика Избирательной комиссии Самарской области Поцелуевой Л.И. и Авазбековой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1882/2023 по административному исковому заявлению ФИО9 к Избирательной комиссии Самарской области об оспаривании постановления,

у с т а н о в и л :

Постановлением Самарской Губернской Думы от 9 июня 2023 г. № 453 на 10 сентября 2023 г. назначены выборы Губернатора Самарской области. Данное постановление опубликовано в газете «Волжская коммуна» 14 июня 2023 г. (выпуск № 91 (31512)).

1 июля 2023 г. решением Регионального отделения в Самарской области политической партии «Демократическая партия России» ФИО1 (далее также - административный истец) выдвинут на должность кандидата в Губернаторы Самарской области.

8 июля 2023 г. ФИО11. в Избирательную комиссию Самарской области (далее также – Комиссия) представлены следующие документы: протокол общего собрания Регионального отделения в Самарской области Политической партии «Демократическая партия России»; нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения; протокол общего собрания о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; список уполномоченных представителей избирательного объединения; письменное согласие каждого из перечисленных в списке уполномоченных представителей лиц осуществлять указанную деятельность; заявление о согласии баллотироваться ФИО12; копия отдельных страниц паспорта; копия документа о профессиональном образовании кандидата; копия справки о том, что кандидат является пенсионером; копия трудовой книжки кандидата; копия списка членов Регионального отделения в Самарской области политической партии «Демократическая партия России»; заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам; письменное согласие лица, назначенного уполномоченным представителем по финансовым вопросам, осуществлять данную деятельность; нотариально удостоверенная доверенность, выданная кандидатом лицу, назначенному уполномоченным представителем по финансовым вопросам; справка ОСФР по Самарской области о выплатах; копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе; справка ПАО Сбербанк о счетах; сведения из ЕГРН о недвижимости в виде распечаток, заверенных электронной подписью Управления Росреестра.

26 июля 2023 г. ФИО13 в Комиссию были представлены следующие документы для регистрации его как кандидата: лист поддержки кандидата с подписью депутата представительного органа муниципального образования Самарской области в поддержку выдвижения кандидата (заявленное количество подписей – 1 подпись); список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; сведения о трех кандидатурах, представленных кандидатом в качестве кандидатур для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации; письменные согласия каждого из трех лиц на представление их в качестве кандидатур для наделения полномочиями сенатора; копии паспортов каждого из лиц, представленных в качестве кандидатур для наделения полномочиями сенатора; копии документов, подтверждающих сведения, указанные в письменном заявлении каждого из лиц, представленных в качестве кандидатур для наделения полномочиями сенатора (копии паспортов указанных лиц); копии документов, подтверждающих сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы – роде занятий) каждого из лиц, представленных в качестве кандидатур для наделения полномочиями сенатора; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; сведения о наименовании избирательного объединения, предусмотренные статьей 22 Закона Самарской области от 14 июня 2012 г. № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области» (далее – Закон Самарской области № 55-ГД); справка о членстве в политической партии; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах.

27 июля 2023 г. проведена проверка листа поддержки кандидата с подписью депутата представительного органа муниципального образования Самарской области в поддержку выдвижения кандидата. По результатам проверки составлен итоговый протокол проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Самарской области ФИО14, в соответствии с которым количество заявленных и представленных листов поддержки кандидата составило 1 лист, количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, – 1 подпись.

Постановлением Комиссии от 27 июля 2023 г. № 60/380-7 ФИО1 извещен о выявленных в представленных им документах недостатках, а именно об отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также о недостаточном количестве достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата, а также о наличии оснований для отказа ему в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области.

Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 г. № 61/394-7 «Об отказе в регистрации на должность кандидата в Губернаторы Самарской области ФИО16, выдвинутого Региональным отделением в Самарской области политической партии «Демократическая партия России»» (далее также - постановление от 21 июля 2023 г. №61/394-7) Еремееву Г.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области в соответствии с пунктами 3 и 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области № 55-ГД, а именно: отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представленных для регистрации.

Поступившее 30 июля 2023 г. в Комиссию заявление ФИО17 об исправлении выявленных недостатков в ранее представленных им документах на выдвижение и регистрацию кандидата на должность Губернатора Самарской области, а также поступившее 31 июля 2023 г. обращение к членам Комиссии с правом решающего голоса по вопросу принятия решения о регистрации Еремеева Г.Н. кандидатом на выборах Губернатора рассмотрены Комиссией, о чем заявителю 3 августа 2023 г. направлен письменный ответ с разъяснениями по поставленным заявителем вопросам.

ФИО18 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании постановления Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 г. № 61/394-7 необоснованным и его отмене. Административный истец также просит признать вышеуказанное постановление необоснованным в части непредставления им документов, перечисленных в постановлении (за исключением 166-174 подписей муниципальных депутатов); установить факт несоблюдения равных условий при сборе подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области (в связи с фактическими сложившимися обстоятельствами при сборе подписей).

В обоснование заявленных требований указал на невозможность сбора необходимого для регистрации кандидатом количества подписей ввиду того, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области был нарушен принцип равенства кандидатов в Губернаторы при процедуре сбора подписей у муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов. Муниципальными депутатами, являющимися членами партий и руководствующимися, в первую очередь, интересами партии, принципом партийной дисциплины, а также иными личными интересами ему созданы препятствия в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатом в Губернаторы Самарской области, в том числе членами партии Единая Россия, являющимися муниципальными депутатами. Из 3 тысяч муниципальных депутатов, получивших обращение административного истца с просьбой поддержать его выдвижение, никто не поддержал его выдвижение кроме одного беспартийного депутата.

Также полагает, что 8 июля 2023 г. он сдал в избирком все документы, необходимые для выдвижения, а 26 июля 2023 г. сдал все документы, с учётом замечаний избиркома к форме представления указанных выше сведений, а также подписные листы. 30 июля 2023 г. он сдал заявление о том, что у административного истца нет изменений в сведениях, которые он раньше представлял. Таким образом, отказ в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области в связи с отсутствием документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата считает необоснованным.

Определением суда от 7 августа 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Демократическая партия России».

В судебном заседании административный истец ФИО20 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении с учетом дополнительных пояснений в судебном заседании. Просил направить запрос в Конституционный суд Российской Федерации для проверки соответствия норм законодательства Самарской области о выборах, примененных в настоящем деле, Конституции Российской Федерации.

Представители административного ответчика – Избирательной комиссии Самарской области Поцелуева Л.И. и Авазбекова Ю.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали заявленные требования необоснованными, представили письменные возражения, просили в удовлетворения административного иска отказать.

Заинтересованное лицо - Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Демократическая партия России» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом представило отзыв, в котором просит удовлетворить административный иск ФИО19 в полном объеме.

Согласно заключению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

• Заслушав объяснения административного истца и представителей административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 67-ФЗ) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится, в том числе недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д.1»).

В силу пункта 17 статьи 37 приведенного Федерального закона на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона № 414-ФЗ выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.

Частью 7 названной статьи предусмотрено, что в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, из числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации (часть 7).

В соответствии с положениями части 11 статьи 22 Федерального закона № 414-ФЗ поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Закона Самарской области № 55-ГД выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан собрать в поддержку выдвижения подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области. Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата. Депутат представительного органа муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата, изготовленном по форме согласно приложению № 1 к настоящему Закону. В процессе сбора подписей запрещается принуждать депутатов представительных органов муниципальных образований ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.

Согласно положениям статьи 23 Закона Самарской области № 55-ГД (ч. 6) и постановлению Комиссии от 15 июня 2023 г. № 51/304-7 «О вопросах, связанных со сбором подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов Губернатора Самарской области в 2023 году» для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области необходимо представить 166 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.

В соответствии с положениями Закона Самарской области № 55-ГД граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами (часть 1 статьи 19 Закона). Выдвижение кандидата производится избирательным объединением после официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора (часть 2 статьи 19 Закона Самарской области № 55-ГД).

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях», иных федеральных законов и Закона Самарской области № 55-ГД. Выдвижение кандидатов производится в течение 40 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Самарской области № 55-ГД Представление документов в Комиссию для уведомления о выдвижении кандидатов заканчивается в 18 часов по местному времени дня, в котором истекает установленный данной частью срок.

Таким образом, последний срок подачи документов в Комиссию для уведомления о выдвижении кандидатом на выборы кандидата в Губернаторы Самарской области: 23 июля 2023 г. (до 18 часов 00 минут).

Перечень документов для представления в Комиссию установлен положениями частей 7, 8, 8.1, 10, 10.1 статьи 20 Закона Самарской области № 55-ГД.

Данный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Кроме того, по смыслу статьи 20 Закона Самарской области № 55-ГД, все указанные документы должны быть представлены в Комиссию одновременно, вместе с заявлением о согласии баллотироваться.

Также в соответствии с положениями статей 21 и 45 Закона Самарской области № 55-ГД в Комиссию при уведомлении о выдвижении кандидатом должны быть представлены: письменное согласие каждого из перечисленных в списке уполномоченных представителей лиц осуществлять указанную деятельность; заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам; письменное согласие лица, назначенного уполномоченным представителем по финансовым вопросам, осуществлять данную деятельность; нотариально удостоверенная доверенность, выданная кандидатом лицу, назначенному уполномоченным представителем по финансовым вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Самарской области № 55-ГД регистрация кандидата осуществляется Избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 7, 8, 8.1, 10 и 10.1 статьи 20, а также части 6 статьи 45 Закона Самарской области № 55-ГД, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата; списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 8 статьи 20 Закона Самарской области, либо уведомления об отсутствии изменений в указанных данных; документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; письменного уведомления о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Одновременно с данными документами кандидат должен представить в Избирательную комиссию Самарской области в письменной форме также сведения о трех кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации в соответствии с требованиями частей 1.1 - 1.4 статьи 25 Закона Самарской области № 55-ГД.

Согласно части 4 статьи 25 Закона Самарской области № 55-ГД все документы, необходимые для регистрации, представляются кандидатом в Комиссию единовременно не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не ранее 16 июля 2023 г. и не позднее 26 июля 2023 г.

Как следует из материалов административного дела и не оспаривается административным истцом, им в Избирательную комиссию в числе документов для регистрации, представлены листы поддержки кандидата, содержащие 1 подпись депутата представительных органов муниципальных образований Самарской области (вместо 166).

В соответствии с пунктами 95-97 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума № 24) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, требование об обязательном представлении которых предусмотрено Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в такой регистрации. Требования о представлении документов, необходимых для регистрации кандидата, могут содержаться в законе субъекта Российской Федерации. Документы, представляемые кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, должны соответствовать требованиям закона, предъявляемым к их форме и содержанию с тем, чтобы регистрация осуществлялась на одних и тех же условиях.

Отсутствие необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области в силу норм вышеприведенного законодательства является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области.

Доводы административного истца о создании неравных условий при сборе подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области, в связи с фактическими сложившимися обстоятельствами при сборе подписей, соответствующими доказательствами не подтверждаются, иные доводы фактически сводятся к несогласию с нормами законодательства, регулирующего вопросы выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Поскольку в рамках настоящего административного дела подлежит оценке законность оспариваемого решения Избирательной комиссии Самарской области, выяснение обстоятельств проставления подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку других кандидатов на должность Губернатора Самарской области не может повлиять на решение суда, в связи с чем не подлежат проверке доводы административного истца о нарушениях при сборе подписей со стороны другого кандидата на должность Губернатора Самарской области -Пухаева С.Е. В связи с чем основания для запроса у административного ответчика и дальнейшего исследования документов, представленных другим кандидатом на должность Губернатора Самарской области для регистрации (подтверждающих сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку этого кандидата) отсутствуют. По вышеприведенным основаниям отсутствует необходимость вызова в судебное заседание в качестве свидетелей кандидатов в Губернаторы Самарской области Пухаева С.Е. и Азарова Д.И.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», поддержка кандидата выборными лицами местного самоуправления свидетельствует в числе прочего и об определенной интегрированности кандидата в политическую систему общества, соответственно, означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

Отсутствие поддержки кандидата на должность Губернатора Самарской области муниципальными депутатами свидетельствует не о нарушении прав кандидата, а об отсутствии у него поддержки при выдвижении среди указанных лиц, что в силу пункта 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 г. № 55-ГД «О выборах Губернатора Самарской области» (далее – Закон Самарской области № 55-ГД) является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Не подлежит удовлетворению и требование о признании постановления необоснованным в части непредставления административным истцом документов, перечисленных в постановлении (за исключением 166-174 подписей муниципальных депутатов).

Как установлено в ходе судебного заседания, у административного истца выявлены нарушения как в оформлении документов так и в сроках их представления в Избирательную комиссию Самарской области.

Согласно позиции административного истца, изложенной в административном иске и поддержанной в судебном заседании, все документы для уведомления о его выдвижении и регистрации на выборах были представлены своевременно и в полном объеме.

Как указано в пункте 56 Постановления Пленума № 24, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копий соответствующих документов (пункты 1, 2, 2.2, 3.1 статьи 33, подпункт «в» пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона).

С учетом данных положения Комиссией обоснованно не учтены дополнительные документы представленные для уведомления о выдвижении кандидата, а также представленный 30 июля 2023 г. документ для регистрации кандидата при решении вопроса о его регистрации в качестве кандидата, как поданные за пределами установленных сроков.

Вопреки позиции административного истца, переданные административным истцом в Комиссию документы не заменяют собой утвержденные Федеральным законом № 67-ФЗ, а также Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» (далее Указ Президента № 546) формы документов, обязательных для регистрации кандидата.

Так, в частности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей, а также об имуществе, принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах представлены не по форме согласно приложению № 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей представлены не по форме, утвержденной Указом Президента № 546; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка представлены не по форме утвержденной Указом Президента № 546.

Обоснованно не принято Комиссией и устное заявление кандидата об отсутствии у него имущества за пределами территории Российской Федерации и несовершении им крупных сделок (в силу прямого указания Федерального закона, Закона Самарской области № 55-ГД).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 12 марта 2021 г. № 6-П, наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов.

Не подлежит удовлетворению ходатайство административного истца о направлении запроса в Конституционный суд Российской Федерации для проверки соответствия норм законодательства Самарской области о выборах, примененных судом в настоящем деле, Конституции Российской Федерации.

Полномочие суда обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению в конкретном административном деле, закреплено частью 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возможно в случае, если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле, Конституции Российской Федерации.

Поскольку при разрешении и рассмотрении данного административного дела сомнений в конституционности вышеприведенных норм у суда не возникло, оснований для направления соответствующего запроса суд не усматривает.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, а административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушениях Избирательной комиссии Самарской области прав ФИО22 в период проведения кампании по выбору Губернатора Самарской области, суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО21 об оспаривании постановления Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 г. № 61/394-7; признании данного постановления необоснованным в части не представления административным истцом документов, перечисленных в постановлении (за исключением 166-174 подписей муниципальных депутатов); признании факта несоблюдения равных условий при сборе подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области, - следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Избирательной комиссии Самарской области оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 5 календарных дней со дня принятия судом решения.

Судья Самарского областного суда                    С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 августа 2023 г.

3а-1882/2023 ~ М-1273/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Еремеев Г.Н.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Избирательная комиссия Cамарской области
Другие
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Региональное Отделение в Самарской области Политической Партии "Демократическая Партия России"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация административного искового заявления
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
15.08.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее