Дело № 2а-2190/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 27 ноября 2018 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Куриновой Л.Ю.,
с участием секретарей судебного заседания – Кержеманкиной Д.С., Рыженковой Л.И.,
с участием в деле:
административного истца – Журавлевой Е.А., ее представителя Яфарова Е.Р., действующего на основании доверенности,
административного истца - Журавлева О.Н., его представителя Яфарова Е.Р., действующего на основании доверенности,
административного ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Кемаевой В.Н., действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица – председателя Совета многоквартирного дома Кондрашиной Н.Н.,
заинтересованного лица – ООО «УК ЖилКомфорт», его представителя Ремизовой Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Журавлевой Екатерины Анатольевны и Журавлева Олега Николаевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, изложенного в письме от 20 июля 2018 года за исх.№ОГ-4944,
установил:
Журавлева Е.А. и Журавлев О.Н. обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, изложенного в письме от 20 июля 2018 года за исх.№ОГ-4944.
В обоснование заявленных требований указали, что 21 июня 2018 года они обратились в Администрацию городского округа Саранск с письмом о переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое, с приложением всех необходимых документов, установленных требованиями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
20 июля 2018 года Администрация городского округа Саранск письмом № ОГ-4944 отказала в переводе жилого помещения в нежилое помещение. Данный отказ мотивирован сложившейся судебной практикой, в части отмены распоряжений Администрации городского округа Саранск о переводе жилых помещений в нежилое, как несоответствующих требованиям статей 36 и 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Считают, что данный отказ является незаконным, поскольку они представили в администрацию все документы, установленные статьей 23 Жилищного кодека Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя предоставление других документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, проект перепланировки квартиры предполагает, что для перевода жилого помещения в нежилое, в принадлежащей им квартире необходимо установить входную группу с лестницей в соответствии с проектом. Работы будут осуществляться путем демонтажа балконной плиты в наружной стене панели дома, с устройством крыльца за счет придомовой территории. Обустройство отдельного входа с устройством крыльца влечет изменение объекта капительного строительства, то есть реконструкцию, а также изменение режима пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, и присоединение, уменьшение части общего имущества в многоквартирном доме, на что должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно протоколу № 2 общего собрания собственников квартир (помещений) многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования от 20 мая 2018 года, собственники жилого дома приняли решение разрешить перевод жилого помещения – квартиры <...> в нежилое помещение. Указанный протокол заинтересованными лицами не оспорен.
Таким образом, ими соблюдены все условия для перевода квартиры в нежилое помещение.
По данным основаниям просили суд признать незаконным отказ в переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, изложенный в письме от 20 июля 2018 года за исх.№ОГ-4944, обязать Администрацию городского округа Саранск осуществить перевод жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
В судебное заседание административные истцы Журавлева Е.А. и Журавлев О.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно.
В судебном заседании представитель административных истцов Яфаров Е.Р. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Кемаева В.Н. административные исковые требования не признала, просила оставить без удовлетворения. Суду объяснила, что отказ Администрации городского округа Саранск о переводе жилого помещения в нежилое является законным, соответствующим требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома на перевод жилого помещения в нежилое.
В судебном заседании заинтересованное лицо Кондрашина Н.Н. относительно удовлетворения исковых требований возразила, считает, что отказ Администрации городского округа Саранск является законным и соответствующим нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании ООО «УК ЖилКомфорт» Ремизова Т.В. относительно удовлетворения исковых требований возразила, считает, что отказ Администрации городского округа Саранск является законным.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено при рассмотрении дела, административные истцы являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
21 июня 2018 года административные истцы Журавлева Е.А. и Журавлев О.Н. обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение. К заявлению приложены следующие документы:
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (договор купли-продажи, договор дарения, инвестиционный договор, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества и т.п.) в подлинниках или засвидетельствованных нотариальном порядке копиях;
план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Письмом заместителя главы г.о.Саранск – директора Департамента перспективного развития Администрации г.о.Саранск № 4944-ОГ от 20 июня 2018 года, Администрация городского округа Саранск отказала истцам в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Отказ мотивирован тем, что решением Ленинского районного суда г.Саранска от 27 апреля 2018 года (дело № 2-781/2018) исковые требования Кондрашиной Н.Н., Вяльшиной В.К. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным распоряжения о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение удовлетворены. Признано незаконным и подлежащим отмене распоряжение Заместителя Главы городского округа Саранск от 14 декабря 2017 года № 2458-рз «О разрешении Журавлевой Е.И. и Журавлеву О.Н. перевода жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое и проведении переустройства и перепланировки. Основанием для принятия указанного решения явилось отсутствие доказательств о получении согласия всех собственников помещения в многоквартирном доме на перевод квартиры <адрес> в нежилое, ввиду которого произведено присоединение к данному помещению части общего имущества многоквартирного дома, которое повлекло уменьшение размера общего имущества, принадлежащего остальным собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с указанным решением суда, распоряжением заместителя Главы городского округа Саранска от 29 июля 2018 года № 1230-рз распоряжение заместителя Главы городского округа Саранск от 14 декабря 2017 года № 2458-рз признано утратившим силу.
В представленных на рассмотрение документах данное требование – получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, не выполнено. Учитывая изложенное, удовлетворить просьбу не представляется возможным.
Анализируя все представленные по делу доказательства суд приходит к выводу, что решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое принято Администрацией городского округа Саранск с нарушением требований статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствие указаний на конкретные нарушения норм законодательства и оснований отказа в принятии положительного решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение нарушает права административных истцов и лишает их возможности устранить допущенные нарушения.
Частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Согласно положениями частей 2-4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, установлены статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно части 1 статье 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Суд считает, что в данном случае отказ Администрации городского округа Саранск от 20 июля 2018 года об отказе в переводе жилого помещения в нежилое не соответствует императивным требованиям части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как в нем отсутствуют конкретные основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи. Указание в письменном ответе на то, что административными истцами не выполнено требование – получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, не является основанием для отказа в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы, при этом Администрация городского округа Саранска в своем сообщении не приводит ни одну норму жилищного либо иного законодательства, которая служит основанием для отказа в переводе.
Вместе с тем, часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит пять самостоятельных отказов в переводе жилого помещения в нежилое.
Данной нормой также предусмотрено основание для отказа (пункт 4 части 1) - несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса условий перевода.
В статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусмотрено несколько самостоятельных оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Не указание Администрацией городского округа Саранск на конкретное основание отказа и допущенное нарушение, в любом случае нарушает права административных истцов, которые должны быть проинформированы об основаниях принятого органом местного самоуправления решения и иметь возможность устранить допущенные нарушения, обращение административных истцов в установленном порядке в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением, подлежащим рассмотрению с принятием соответствующего решения об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении заявления, не предполагает для органа местного самоуправления произвольного правоприменения, то есть необоснованного (немотивированного) отказа.
Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 227 КАС Российской Федерации условий для удовлетворения требования административных истцов об оспаривании решения Администрации г.о.Саранск установлена в ходе судебного разбирательства, в связи с чем у суда имеются достаточные основания для признания данного акта незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в качестве способа восстановления нарушенного права административных истцов суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Журавлевой Е.А. и Журавлева О.Н. о переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
При этом избранный административными истцами способ восстановления нарушенного права - обязать Администрацию городского округа Саранск осуществить перевод жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение, в данном случае не применим, поскольку суд не может подменять собой орган местного самоуправления, который принимает решения о переводе или об отказе в переводе помещения.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административными истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Журавлевой Екатерины Анатольевны и Журавлева Олега Николаевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, изложенного в письме от 20 июля 2018 года за исх.№ОГ-4944, удовлетворить.
Признать решение Администрации городского округа Саранск об отказе в переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение, изложенное в письме от 20 июля 2018 года за исх.№ОГ-4944, не соответствующим требованиям части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающим права, свободы и законные интересы Журавлевой Екатерины Анатольевны и Журавлева Олега Николаевича.
Обязать Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия в течение двадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Журавлевой Екатерины Анатольевны и Журавлева Олега Николаевича о переводе жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Административному ответчику Администрации городского округа Саранск необходимо сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю. Куринова