УИД 05RS0018-01-2021-019537-47
Дело №2-1062/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 2 марта 2022 года
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Индивидуальному предпринимателю Д. Д. М. об устранении нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ИП Д. Д.М. об устранении нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения индивидуальным предпринимателем Д.м Д.М. (далее - ИП Д. Д.М.) законодательства об атмосферном воздухе, санитарно-эпидемиологическом благополучии, при осуществлении деятельности по розничной продаже горюче-смазочного материала на автозаправочной станции «Nafta24» (далее - АЗС), расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, санитарно-защитная зона в установленном порядке в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» на указанной АЗС ИП Д.м Д.М. не установлена, в связи с чем прокуратурой района в отношении ИП Д. Д.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого У. Р. по РД ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.
ИП Д. Д.М. согласно выписке из ЕГРИП осуществляет, в том числе, следующую деятельность - «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами».
Санитарно-защитная зона ИП Д.м Д.М. на АЗС в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлена.
Таким образом, на указанной АЗС при отсутствии санитарно-защитной зоны в установленном порядке с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», осуществляется реализация горюче-смазочных материалов для автотранспорта.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями требований санитарно- эпидемиологического законодательства может влечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного, просит признать действия ИП Д. Д.М. по несоблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении деятельности на АЗС «Nafta24» незаконными.
Обязать ИП Д. Д.М. в порядке с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон», установить санитарно-защитную зону на объекте АЗС «Nafta24» (<адрес>) в течении 45 суток, со дня вступления в силу решения суда.
К исковому заявлению приложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
ИП Д. Д.М., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо без самостоятельных требований - У. Р. по <адрес>, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, об отложении дела не просило.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и ответчика, поскольку истец просит рассмотреть дело без его участия, а по имеющимся в деле адресам ответчику направлены извещения.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
В качестве способа защиты гражданского права ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В абзаце 10 статьи 1 Закона N 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно данным Правилам санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", действуют в части, не противоречащей Правилам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно пункту 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п.1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением по делу об административном правонарушении У. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Д. Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 900 рублей.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 29.07.20021 г. следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста У. Р. по <адрес> проведена проверка в отношении ИП Д. Д.М. по адресу: <адрес> 46, АЗС «Nafta24».
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, а именно: санитарно-защитная зона в установленном порядке в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» не установлена.
Так, из письма заместителя Руководителя У. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Пантиной Л.Ю. следует, что из представленного списка АСЗ и АГСС получил санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации санитарно-защитной зоны лишь ИП Д. АЗС "Нафта 24", расположенного по адресу: <адрес>, но в соответствии с требованиями не обратился в их адрес с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно 2.1. "Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п.п.2 п. 2.1 вышеуказанного Постановления размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями, ст. ст. 11, 28, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2. 1 "Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, установив, что при осуществлении деятельности по розничной продаже горюче-смазочного материала на автозаправочной станции "Нафта 24", выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц, поскольку осуществление деятельности АЗЗ с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований объективно невозможно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности автозаправочной станции с указанными выше нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей Республики и его гостей, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по их устранению являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю Д. Д. М. удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Д. Д. М. по несоблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении деятельности на АЗС «Nafta24» незаконными.
Обязать индивидуального предпринимателя Д. Д. М. в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», установить санитарно-защитную зону на объекте АЗС «Nafta24», расположенном по адресу: <адрес> 46, в течении 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Магомедова А.М.