Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1062/2022 от 28.01.2022

УИД 05RS0018-01-2021-019537-47

Дело №2-1062/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала 2 марта 2022 года

Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедовой А.М.,

при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Индивидуальному предпринимателю Д. Д. М. об устранении нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ИП Д. Д.М. об устранении нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения индивидуальным предпринимателем Д.м Д.М. (далее - ИП Д. Д.М.) законодательства об атмосферном воздухе, санитарно-эпидемиологическом благополучии, при осуществлении деятельности по розничной продаже горюче-смазочного материала на автозаправочной станции «Nafta24» (далее - АЗС), расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, санитарно-защитная зона в установленном порядке в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» на указанной АЗС ИП Д.м Д.М. не установлена, в связи с чем прокуратурой района в отношении ИП Д. Д.М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого У. Р. по РД ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.

ИП Д. Д.М. согласно выписке из ЕГРИП осуществляет, в том числе, следующую деятельность - «Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами».

Санитарно-защитная зона ИП Д.м Д.М. на АЗС в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлена.

Таким образом, на указанной АЗС при отсутствии санитарно-защитной зоны в установленном порядке с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», осуществляется реализация горюче-смазочных материалов для автотранспорта.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями требований санитарно- эпидемиологического законодательства может влечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

На основании изложенного, просит признать действия ИП Д. Д.М. по несоблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении деятельности на АЗС «Nafta24» незаконными.

Обязать ИП Д. Д.М. в порядке с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон», установить санитарно-защитную зону на объекте АЗС «Nafta24» (<адрес>) в течении 45 суток, со дня вступления в силу решения суда.

К исковому заявлению приложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.

ИП Д. Д.М., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо без самостоятельных требований - У. Р. по <адрес>, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, об отложении дела не просило.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и ответчика, поскольку истец просит рассмотреть дело без его участия, а по имеющимся в деле адресам ответчику направлены извещения.

Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В качестве способа защиты гражданского права ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В абзаце 10 статьи 1 Закона N 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Согласно данным Правилам санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно пункту 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п.1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением по делу об административном правонарушении У. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Д. Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 900 рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 29.07.20021 г. следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста У. Р. по <адрес> проведена проверка в отношении ИП Д. Д.М. по адресу: <адрес> 46, АЗС «Nafta24».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, а именно: санитарно-защитная зона в установленном порядке в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» не установлена.

Так, из письма заместителя Руководителя У. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пантиной Л.Ю. следует, что из представленного списка АСЗ и АГСС получил санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации санитарно-защитной зоны лишь ИП Д. АЗС "Нафта 24", расположенного по адресу: <адрес>, но в соответствии с требованиями не обратился в их адрес с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны.

Согласно 2.1. "Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п.п.2 п. 2.1 вышеуказанного Постановления размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями, ст. ст. 11, 28, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2. 1 "Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, установив, что при осуществлении деятельности по розничной продаже горюче-смазочного материала на автозаправочной станции "Нафта 24", выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности принимать меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц, поскольку осуществление деятельности АЗЗ с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований объективно невозможно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности автозаправочной станции с указанными выше нарушениями санитарно - эпидемиологического законодательства, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе жителей Республики и его гостей, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по их устранению являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю Д. Д. М. удовлетворить.

Признать действия индивидуального предпринимателя Д. Д. М. по несоблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при осуществлении деятельности на АЗС «Nafta24» незаконными.

Обязать индивидуального предпринимателя Д. Д. М. в соответствии с требованием п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», установить санитарно-защитную зону на объекте АЗС «Nafta24», расположенном по адресу: <адрес> 46, в течении 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Магомедова А.М.

2-1062/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкалы
Ответчики
ИП Даудов Д.М. (АЗС НАФТА 24)
Другие
Управление Роспортебнадзора по РД
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Ханмагомед Ибрагимович
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
28.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022Дело оформлено
28.04.2022Дело передано в архив
23.12.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.12.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее