Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1089/2021 (2-6154/2020;) от 29.12.2020

Дело № 2-1089/2021

УИД 21MS0054-01-2020-002957-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года               г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:

председательствующего судьи Степановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой Н.Б.,

участием истца Леонтьевой М.Е.,

представителя ответчика Кузьминой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Леонтьевой (ФИО15) ФИО3 к Министерству здравоохранения Чувашской Республики о взыскании денежных средств на приобретение медицинских изделий,

установил:

Истица обратилась в суд с названным иском к Министерству здравоохранения Чувашской Республики. В обоснование заявленных требований истец указала, что она наблюдается в поликлинике Центральной городской больницы с диагнозом «------

Истица имеет ------: ------ -----.

Истице 07 мая 2020 были выписаны рецепты на получение:

- 1 упаковка инфузионного набора к инсулиновой помпе, № 10 (рецепт серия 2300303-97 № 09929973307) дата выдачи от 07 мая 2020 г.;

- 1 упаковка резервуара к инсулиновой помпе, № 10 (рецепт серия 2300303-97 № 09929973306) дата выдачи от 07 мая 2020 г.

При обращении в ГУП ЧР «Фармация» Аптека №123, расположенную по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина 47, рецепт поставили на отсроченное обслуживание.

Отметка о дате постановке рецепта на отсроченное обслуживание 07 мая 2020.

Согласно п.6 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2017 N 48125) в случае обслуживания в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание) рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Взамен оригинала рецепта на лекарственный препарат истице был выдан талон на получение № 487, 488 от 07 мая 2020 г.

До настоящего момента медицинские изделия по вышеуказанному рецепту не выданы.

В связи с тем, что здоровье истицы напрямую зависит от необходимости ежедневно использовать вышеуказанные лекарственные средства и медицинские изделия, ей 28 мая 2020 года были приобретены медицинские изделия на общую сумму 8000 рублей 00 копеек, что подтверждается чеками.

Ненадлежащее осуществление полномочий в сфере здравоохранения Ответчиком привело к нарушению права истицы на здоровье, которое является личным неимущественным правом, и повлекло за собой причинение морального вреда в виде беспокойства и переживания за свое здоровье. Нервные потрясения являются одним из факторов, негативно влияющих на уровень сахара в крови, в связи с чем ненадлежащее обеспечение лекарственными средствами негативно отразилось на состоянии здоровья истицы, она испытывала физические страдания в виде декомпенсации заболевания, которое ведет к угрожающему жизни состоянию, повышенному, пониженному уровню сахара в крови; стало невозможно точно дозировать вводимый инсулин, качественно лечить заболевание. Все это привело к усилению тяжести осложнений и повышению группы инвалидности. При определении размера компенсации морального вреда просит также учесть хронический характер заболевания и постоянную необходимость в использовании лекарств для предотвращения состояний, угрожающих жизни и здоровью.

Со ссылкой на изложенные обстоятельства, истица в уточненном иске просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Чувашской Республики ущерб в размере 8000 рублей 00 копеек на приобретение лекарственных средств, вызванный ненадлежащим обеспечением лекарственными средствами; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей 00 копеек; расходы на юридические услуги в размере 7000 рублей 00 копеек; расходы на оплату госпошлины в размере 700 рублей 00 копеек.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала. Пояснила, что ГУП ЧР «Фармация» не сообщила ей о том, что будет поступление медицинских изделий, а только сказали ей, что рецепты аннулированы медицинским учреждением. Поскольку она остро нуждается в ежедневном использовании указанных медицинских препаратов, она вынуждена была приобрести их самостоятельно, иначе она бы впала в кому. Ухудшения состояния ее здоровья не произошло только вследствие своевременного самостоятельного приобретения ей указанных медицинских изделий. Однако эта ситуация отразилась на ее здоровье, она нервничала, что негативно отражалось на ее здоровье с учетом имеющихся у нее заболеваний. У нее не было денег на приобретение медицинских изделий. Примерно после 10 дней ожидания она приобрела их самостоятельно в кредит, потом позже оплатила и оформила чек и товарный чек.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Пояснила, что Леонтьева (Федорова) М.Е. подлежит обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе - инфузионный набор и резервуар.

7 мая 2020 г. истице БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии были выписаны рецепты на 1 уп. инфузионного набора к инсулиновой помпе (рецепт серии 2300303-97 № 09929973307) и 1 уп. резервуара к инсулиновой помпе (рецепт серии 2300303-97 № 09929973306). Указанные рецепты в момент обращения в аптечную организацию были поставлены на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия на тот момент на складе уполномоченной организации медицинских изделий, на которые были выписаны рецепты.

Право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями истица имеет в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно изложенным нормам, медицинские изделия, предоставляемые в рамках социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», определены в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий, а также рецептурных бланков на медицинские изделия, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. 1181н. Согласно указанному приказу срок действия рецепта на медицинское изделие составляет один месяц со дня выписки. В случае выписывания рецептов гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам срок действия рецепта составляет три месяца со дня выписки.

Таким образом, рецепты истицы, выписанные на расходный материал к инсулиновой помпе, действовали в течение месяца с даты их выписки и в течение указанного месяца должны были быть отоварены.

В рассматриваемый период Министерство не обладало инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе, которая установлена истице.

Однако истица не обращалась непосредственно в Министерство с вопросом об обеспечении ее необходимым расходным материалом к инсулиновой помпе и постановкой рецептов на указанный расходный материал на отсроченное обслуживание. О сложившемся дефиците инфузионных наборов и резервуаров к инсулиновой помпе Медтроник Министерству стало известно лишь после представления сведений о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании, уполномоченной фармацевтической организацией - ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии в соответствии с государственным контрактом от 17 февраля 2020 г. № 10-16/40.

В целях недопущения срыва в лечении истицы в связи с отсутствием у Министерства инфузионных наборов и резервуаров к инсулиновой помпе Медтроник Министерством в этот период проводилась работа по поиску поставщика резервуаров с целью последующего заключения прямого договора на поставку данного медицинского изделия. Соответствующий контракт был заключен 25 мая 2020 г. Товар фактически был поставлен 28 мая 2020 г.

Также ранее 20 апреля 2020 г. Министерством был объявлен электронный аукцион на поставку инфузионных наборов к инсулиновой помпе Медтроник. Контракт по результатам аукциона был заключен 25 мая 2020 г. Товар в рамках контракта поставлен 26 мая 2020 г.

Таким образом, со стороны Министерства предпринимались все необходимые меры для обеспечения истицы необходимыми медицинскими изделиями.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. № 365, Министерство осуществляет обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Как следует из Положения о Министерстве, Министерство не осуществляет компенсационные выплаты в связи с приобретением лекарственных препаратов и законодательством Российской Федерации компенсация расходов, понесенных получателем льгот на приобретение медицинских изделий за свой счет, не предусмотрена.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п.8 ст.6.1 Федерального закона).

Согласно п.1 ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинском помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов.

При указанных обстоятельствах удовлетворению не подлежат исковые требования о компенсации расходов за самостоятельное приобретение медицинских изделий.

По мнению Министерства не подлежат удовлетворению также исковые требования в части компенсации морального вреда. За рассматриваемый период истица не обращалась за медицинской помощью в связи с ухудшением ее здоровья ввиду постоянного пребывания в депрессивном состоянии, в состоянии нервного напряжения из-за неправомерных действий Министерства. Как следует из медицинской документации истицы, ее физическое состояние также не ухудшилось.

Поэтому действия Министерства не причинили истице морально-нравственные страдания и не повлекли ухудшения состояния ее здоровья.

Непосредственно для решения вопроса обеспечения медицинскими изделиями истица в Министерство не обращалась. О факте несвоевременного обеспечения медицинскими изделиями Министерству стало известно лишь после представления сведений о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании.

После получения данных сведений Министерством организована работа по поиску поставщиков медицинских изделий, на которые истице были выписаны рецепты.

Таким образом, Министерством предпринимались все необходимые меры для своевременного обеспечения истицы необходимыми медицинскими изделиями.

Если бы истица обратилась в Министерство, то они бы изыскали возможность обеспечения ее медицинскими изделиями.

Министерству не известно, кто аннулировал рецепты истицы от 7 мая 2020 г. Рецепты действительно были выданы истице, и она подлежала по ним обеспечению медицинскими изделиями.

Третье лицо ГУП ЧР «Фармация» представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на иск. В отзыве указано, что ФИО6 07.05.2020 обратилась в Аптеку № 123 ГУП Чувашской Республики «Фармация» Минздрава Чувашии (далее - Аптека № 123) с рецептами серия 2300303-97 ----- от дата (наименование медицинского изделия - «упаковка Резервуар к инсулиновой помпе, -----»), серия 2300303-97 ----- от дата (наименование медицинского изделия - «упаковка Инфузионный набор к инсулиновой помпе, -----»), которые были выписаны медицинским работником БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии ФИО11. Поскольку на момент обращения указанные МИ в структурных подразделениях Предприятия отсутствовали, рецепты были занесены в программу ИС-ОНЛП на отсроченное обслуживание.

С целью оперативной организации закупок МИ, информация о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании в республике, была доведена до отдела материально-ресурсного обеспечения Минздрава Чувашии в рамках еженедельного мониторинга реализации программ льготного лекарственного обеспечения.

Помимо этого заведующая Аптеки № 123 ФИО7 неоднократно (07.05.2020, 08.05.2020, 12.05.2020, 13.05.2020, 14.05.2020, 15.05.2020, 18.05.2020, 19.05.2020, 20.05.2020, 21.05.2020, 22.05.2020, 25.05.2020, 26.05.2020, 27.05.2020) информировала заместителя главного врача БУ ЧР «ЦГБ» Минздрава Чувашии о регистрации льготных рецептов граждан, находящихся на отсроченном обслуживании, в том числе рецептов ФИО6

28.05.2020 указанные выше рецепты были исключены медицинской организацией из списка выписанных медицинским работником рецептов, в связи с чем рецепты были возвращены в БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии, о чем в Журнале рецептов на отсроченном обслуживании произведена соответствующая запись.

28.05.2020 и 02.06.2020 резервуар и инфузионный набор поступили на склад Предприятия и незамедлительно отгружены в Аптеку № 123 (товарные накладные от 28.05.2020 № 5915, от 02.06.2020 № 6072).

Поскольку рецепты серия 2300303-97 -----, серия 2300303-97 ----- от дата БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии были отозваны, Предприятие, являясь уполномоченной фармацевтической организацией по обеспечению медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, оказывающей услуги по приемке, хранению, доставке, отпуску товара, не могло предоставить ФИО6 указанные в них МИ.

Третье лицо БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии представителя на судебное заседание не направило. Представило информацию, из которой следует, что 07.05.2020 года Фёдоровой ------) ФИО3, дата года рождения, врачом общей практики ФИО2 ФИО12 были выписаны и выданы на руки рецепты серии 2300303-97 ----- Резервуар к инсулиновой помпе, -----, 1 упаковка и серии 23003303-97 ----- Инфузионный набор к инсулиновой помпе -----, 1 упаковка.

В соответствии со стандартами оказания медицинской помощи ------ Фёдоровой (ФИО13) ФИО3 в 2020 году выписано и выдано на руки Резервуаров к инсулиновой помпе, ----- — 9 упаковок и Инфузионных наборов к инсулиновой помпе ----- — 12 упаковок.

Выписанные рецепты не исключались из списка выписанных медицинским работником рецептов.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Истица имеет ------, причина ------: ------, справка серии МСЭ-2018 -----, и обеспечивается по жизненным показаниям медицинскими изделиями в соответствии с ее основным заболеванием – ------.

Леонтьева ФИО14 подлежит обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе - инфузионный набор и резервуар.

Истице 07 мая 2020 были выписаны рецепты на получение:

- 1 упаковка инфузионного набора к инсулиновой помпе, ----- (рецепт серия 2300303-97 -----) дата выдачи от 07 мая 2020 г.;

- 1 упаковка резервуара к инсулиновой помпе, ----- (рецепт серия 2300303-97 -----) дата выдачи от 07 мая 2020 г.

Указанные рецепты в момент обращения в аптечную организацию были поставлены на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия на тот момент на складе уполномоченной организации медицинских изделий, на которые были выписаны рецепты.

В соответствии с заключенными Минздравом Чувашии контрактами 28.05.2020 и 02.06.2020 резервуар (цена по контракту 1733,80 руб.) и инфузионный набор (цена по контракту 7853,50 руб.) поступили на склад Предприятия и отгружены в Аптеку № 123 (товарные накладные от 28.05.2020 № 5915, от 02.06.2020 № 6072).

Однако 28.05.2020 указанные выше рецепты были исключены медицинской организацией из списка выписанных медицинским работником рецептов, в связи с чем рецепты были возвращены в БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии, о чем аптечным учреждением в Журнале рецептов на отсроченном обслуживании произведена соответствующая запись.

Данное обстоятельство о безосновательном исключении рецептов подтверждается также представленным БУ ЧР ЦГБ списком выписанных рецептов, в которых информация об указанных рецептах отсутствует.

Поскольку рецепты серия 2300303-97 -----, серия 2300303-97 ----- от 07.05.2020 БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии были отозваны, Предприятие, являясь уполномоченной фармацевтической организацией по обеспечению медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, оказывающей услуги по приемке, хранению, доставке, отпуску товара, не могло предоставить Леонтьевой (------. указанные в них медицинские изделия).

В связи с тем, что здоровье истицы напрямую зависит от необходимости ежедневно использовать вышеуказанные лекарственные средства и медицинские изделия, ей 28 мая 2020 года были приобретены медицинские изделия на общую сумму 8000 рублей 00 копеек, что подтверждается чеками.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также - Программа).

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. № 365, Министерство осуществляет обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Истица относится к числу лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение названными жизненно-необходимыми медицинскими изделиями.

Вместе с тем, истица надлежащим образом не была обеспечена медицинскими изделиями, необходимыми ей по жизненным показаниям. Кроме того, рецепты были безосновательно отозваны, что лишало е возможности получить медицинские изделия бесплатно даже при наличии их в аптечном учреждении. Данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте медицинского изделия за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Судом установлена названная совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у истицы права на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, неполучение в установленный законом срок необходимых ей по жизненным показаниям медицинских изделий, указанных в рецептах, выписанных врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину ответчика в неисполнении возложенной законом обязанности по своевременному обеспечению истицы в установленном порядке медицинскими изделиями, и наступившие в связи с этими действиями последствия - приобретение истицей необходимых ей медицинских изделий за счет собственных средств.

В связи с изложенным, расходы истицы в сумме 8000 руб. (не превышают цену контракта), связанные с самостоятельным приобретением медицинских изделий, необходимых ей по жизненным показаниям, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ------ и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной ------, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (пункт 32).

Согласно ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

С учетом фактических обстоятельств дела, того, что истцу были причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным обеспечением медицинскими изделиями, необходимых по жизненным показаниям, исходя из требований разумности и справедливости, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению, и определяет размер денежной компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.

Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом категории рассмотренного дела, сложности, времени на рассмотрение дела, объема оказанных юридических услуг по составлению искового заявления, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в разумных пределах в сумме 3000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 700 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

решил:

Взыскать с Министерства здравоохранения Чувашской Республики в пользу Леонтьевой ФИО3 ущерб в размере 8000 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей 00 копеек; расходы на юридические услуги в размере 3 000 рублей 00 копеек; расходы на оплату госпошлины в размере 700 рублей 00 копеек.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2021 г.

Председательствующий судья                     Н.А. Степанова

2-1089/2021 (2-6154/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Леонтьева (Фёдорова) Марина Евгеньевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Чувашской Республики
Другие
ГУП ЧР "Фармация" Минздрава Чувашия
БУ "Центральная городская больница" Минздрава Чувашии
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Степанова Наталья Аркадьевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее